|
|
МОЯ ТЕНЬ
|
Екатерина | 06.03.2014 | |
Это лучший спектакль, который я видела... | ||
Ирината | 29.09.2013 | |
"Черный человек! Ты прескверный гость. Это слава давно Про тебя разносится". Я взбешен, разъярен, И летит моя трость Прямо к морде его, В переносицу... ...Месяц умер, Синеет в окошко рассвет. Ах ты, ночь! Что ты, ночь, наковеркала? Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один... И разбитое зеркало... (с) Я не принадлежу к числу романтических дамочек, уверенных, что «всё закончится хорошо» - как говорится, если всё хорошо, то это еще не конец… Посему – не обязательно хороший человек победит человека черного… свою собственную тень. Ибо есть такие тени, которые будут жить и процветать и после отрубания у хорошего человека головы… Одновременно – и тень не удастся навсегда изгнать из жизни. Ибо (классику мы читывали-знаем)- что бы делало добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Единство и борьба противоположностей, добро и зло… Свет и тень. Они неразлучны, и любой из нас, повернув глаза зрачками в душу, обнаружит там чёрные угри… Кто-то декоративно замажет их белилами и сделает вид, что «так и былО»… кто-то с ужасом начнет избавляться от черноты, вырезая ее с кусками СЕБЯ… Да только вырежешь ли? Тень снова и снова будет вставать на твоем пути в виде огня, и вод, а главное – медных труб славы… которые пройти без потерь очень сложно… Евгений Редько играет в спектакле две роли ОДНОВРЕМЕННО. Вернее, это одно, неделимое, и в программке сие обозначено, как Ученый-Тень, Тень-Ученый. Единое, в котором верх берет то одно естество, то другое. И можно, конечно, приказать тени – знать свое место… да только это не надолго. Стопроцентно «теневые» персонажи и в спектакле, и в пьесе Шварца есть – например, министры или оценщики-людоеды… И всё же больше там людей «раздвоенных», балансирующих ни тонком лезвии жизни и готовых упасть с него в любую сторону – добра ли, зла ли… Принцесса, Доктор, Юлия Джули… любой из них готов спасти и предать – заметьте, практически одновременно. Всё как обычно: истинных героев много только в добрых старых сказках, в реальности же одному хочется спокойствия, другому – денег, третьему – славы. Можно ведь и правда пожать плечами, махнуть рукой… но при этом числиться в рядах добрых и порядочных людей. Сам Ученый тоже далеко не белопушист: да, он пытается исправить ошибку, уничтожить тень… Но только ошибку-то он сам и совершил, тень на волю выпустил, от Принцессы отказался… Да, есть в этой истории и чисто «белые» герои: Призрак Короля, например… впрочем, он же – Призрак, да и при жизни был немного юродивым… Или Аннунциата… Да, но в этой девочке душа еще – как тугой бутон, и неизвестно, в какой цветок она распустится (при воспитании папой-людоедом все может получиться). Но – на сказочное счастье! – первым в этом бутоне открылся волшебный лепесток Любви… Что до самого спектакля, мои мысли в антракте вслух озвучила встреченная в фойе эрмитажная знакомая: «Очень хочется, чтобы прямо вот сейчас – и все самого начала… к сожалению, машины времени нет… так что приду еще раз». И я приду. Потому что – люблю этот эрмитажный неровный стиль театрального письма, в который совершенно идеально вписалась строка актера с другим «почерком». Люблю Евгения Редько – просто как актера, и в данном случае – как актера, единого с труппой Эрмитажа. Музыка эта замечательная – как она потом звенит-переливается внутри, и сны под эту внутреннюю музыку снятся светлые и добрые… просто замечательные сны! А еще я доставила себе удовольствие первого партерного ряда. И, кстати, впервые увидела не только даму-гренадера, штопающую штанишки Мальчика-с-пальчик, но и его самого – в крохотных белых ботиночках отплясывающего возле огромной ножищи своей благоверной. А Спящая Красавица! Ах… как же она прекрасна в своих изящных проходах - понимаю засмотревшихся на нее придворных, понимаю и палача, на мгновение забывшего о своих обязанностях… А Министры, и Министр Финансов в особенности – молодой, красивый, неглупый, сексуальный… и если чем-то и болен, то только «сытостью в острой форме», так, что и шевельнуться иной раз лень… Ну, и, конечно, фантастическое, филигранно точное пребывание на сцене Евгения Редько в двух ролях… или – в одной роли Ученого-Тени (или – Тени-Ученого). Вы обращали внимание, как мантия на плечах одного в мгновение ока оборачивается путами на теле другого?.. А взаимное пожимание рук – когда руку протягивает Ученый – и в то же мгновение пожимает ее – Тень? Ах, какая же грустная это сказка, какой грустный спектакль!.. И только поклоны – с диагональными пробежками персонажей и показывающим язык Королем… вот только они и сметают чуть-чуть пепел финальной грусти… Да еще, знаете ли, гитаристы в белых шляпах… Ой, как же этот их выход хорошо придуман! Хочу его увидеть в РОДНОМ зале Эрмитажа… Просто вижу каждого из них в определенной точке… Дал бы Бог, чтобы – поскорее… | ||
Александр | 26.08.2013 | |
На днях были на премьере, что прошла на сцене Мастерской Петра Фоменко. Перед началом режиссер Михаил Левитин рассказал о замысле спектакля, о том, что надо освобождаться от постоянного внутреннего ощущения опасности (и не только в социальном смысле), от тех страхов, которые сидят внутри нас самих.Причем, страхи и опасность ассоциируются как раз с нашей Тенью, которую и имел ввиду Шварц, написав пьесу. Об этом, мол и спектакль. Но на протяжении всего откровенно затянутого действа, в длинных нервных монологах/диалогах Ученого (Е.Редько), в манерной «пересоленной» игре остальных актеров, в постоянной бессмысленной беготне по сцене, в балаганных отступлениях, неподдающихся логике повествования, не покидало ощущение, что слова режиссера расходятся с его делами. Жаль актеров, которые честно отрабатывали как основную «идею» спектакля, так и все «задумки» режиссера. Чего только они не делали – и гримасничали, и раздевались до трусов, и чесались, и застывали в нелепых эротических позах, и даже исполняли со сцены жуткую подзаборную пошлятину. Все напрасно. Особенно обидно за Евгения Редько – эмоционального лидера РАМТа, тонкого, пластичного и темпераментного. Шли с женой, практически, только на него, помятую его игру в «Приглашении на казнь», «Лоренцаччо», «Портрете». Но режиссер ничего не смог предложить актеру, разве что, наверное, несколько примитивных советов с внешним перевоплощением: в очках – ты Ученый, без очков – ты Тень, в мантии (смахивающей на стеганое одеяло) – Тень, без мантии – Ученый. Совершенно надуманно, иногда на гране кощунства, звучит музыкальный строй спектакля. Всем хорошо знакомая по фильмам и телевизионным передачам гитарная музыка замечательного режиссера Петра Тодоровского, «тянет» за собой совсем иной контекст, нежели тот, что разворачивается на сцене, и вызывает недоумение и досаду. Как можно было включать в музыкальный ряд, где, пускай и абсолютно неоправданно, звучат по сути военные «Рио-Рита» Петра Тодоровского и камерная гитарная песня про бедного местечкового еврея-портного«Рафалэк» в исполнении Петра Фоменко, пошлейшие подзаборные частушки – пусть останется на совести режиссера. В спектакле так много надуманно-бездарного, что долго описывать все то, что происходило на сцене, бессмысленно. Зрители на премьере свое отношение высказывали пассивно, но решительно - просто покидая кресла, благо антрактов было два. Символично, на мой взгляд, было заключительное появление на сцене Призрака короля (персонаж, который в пьесе Е.Шварца отсутствует), который с улыбкой деревенского дурачка (именно такой бессловесный образ подобрал режиссер), пожимает плечами и, обращаясь к залу, делает слегка удивленное, грустное лицо, как бы недоумевая о том, как же все то, что показано со сцены, могло дойти до премьеры, и разом извиняясь за всех актеров, участвовавших в спектакле… | ||
|