Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100


Место для рекламы

ЦАРЬ ФЕДОР ИОАННОВИЧ
Зрительские отзывы

Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru

  Светлана В.27.09.2019  
 Не так давно у нас появился праздник 4 ноября — день народного единства. Помню, как все шутили по этому поводу и как я пыталась понять откуда взялась эта дата... Потому что, честно скажу, из школьного курса истории у меня в голове мало что осталось осталось по поводу смутного времени... И как же хорошо, когда историю можно узнавать не только по учебникам и музейным экспозициям, а и по театральным постановкам...
Вот к таким познавательным спектаклям безусловно относится спектакль «Царь Федор Иоаннович», который можно увидеть в ЦАТРА. Приходишь и воочую видишь, как это самое смутное время зарождалось и к чему приводит правление доброго царя, о котором вроде всегда мечтали... царя, у которого главная мечта, чтобы все жили в мире и согласии... согласно законам Божьим...
Спектакль, конечно, не машина времени и не гарантирует достоверности, но все же живо и наглядно показывает события давно минувших лет... Какой по залу тревожный шепоток пошел, когда в первые минуты увидели на сцене клетку с медведем... а потом вторая волна выдохнула: «не настоящий»... вот оно чудо театра!
И хотя декорации спектакля довольно просты и условны: частокол из бревен, тени от деревьев, из всего дворцового убранства только трон, ощущение попадания в Москву 16 века несомненно появляется... Прежде всего благодаря актерской работе, не смотря на все условности на какое-то мгновение ты веришь, что перед тобой настоящий Борис Годунов, царица Ирина и князь Шуйский...
А кто прав - Алексей Толстой или Карамзин, хорош ли был царь Федор или нет, и какой правитель нам нужен, каждый решает сам... Спектакль — прекрасный повод об этом задуматься.
 
  Елена10.06.2019  
 Спектакль про власть и готовность брать на себя ответственность за серьезные политические решения. Мне кажется, подросткам смотреть надо обязательно, потому что психология показана идеально и со всех сторон. Никто не может принять решение, которое бы устроило все стороны, всегда надуться недовольные. Федору Иоанновичу совершенно не до этого, ему бы семьей заниматься, но детей у него нет, только сводный брат Дмитрий в Угличе, да любимая жена, и с той хотят разлучить и женить на другой, угодной Шуйским, которые хотят через родство влиять на царя. Но у Шуйских только идеи о свержении Годунова, одна безумнее другой, и, по-моему, они способны только защищать государство, а не управлять им.
Понравилась сценография. Заборы из бревен, которые играют роль дополнительного занавеса. Арки на потолке, создающие ощущение старинных палат или храма. Колокола по бокам сцены, звон которых создает тревожное настроение. Маленькая дверка в дальней стене, проходя в которую надо пригнуться.
Прекрасный дуэт Федора Иоанновича (Николай Лазарев) и Бориса Годунова (Николай Казак), один максимально мягкий, дружелюбный и уступчивый, другой жёсткий, способный на крайние меры, причем не для собственного блага, а именно для целостности государства. Эти же артисты играют в современном спектакле «Одноклассники» батюшку и бизнесмена, который собирается стать мэром города, этакая реинкарнация, тоже рекомендую к просмотру.
Еще понравилась сватья Василиса, колоритная женщина, моментально подстраивающаяся под любую ситуацию.
Не знаю, удалось ли мне описать все достоинства спектакля, но нам с Дашей понравился, с лихими интригами и очень эмоциональный, не знаешь чего ждать в следующий момент.
 
  Мария Шамраева16.04.2019  
 Про Фёдора Иоанновича я знала раньше немного, в рамках учебной программы: религиозный, безвольный человек, который отдал власть в руки шурина и рано умер. Пьесу А.К. Толстого я и вовсе не читала.
Спектакль меня покорил. Интересный, захватывающий сюжет - не меньше некоторых пьес Шекспира, яркие, живые образы, замечательные актерские работы... Главный герой оказался гораздо интереснее, чем я представляла. Мягкий, добрый, миролюбивый человек, который никому не желал зла и которому действительно была "тяжела шапка Мономаха". Если бы все правители, которые не справляются с обязанностями, добровольно были готовы уйти в отставку отречься от престола! В исполнении Николая Лазарева царь просто как живой. А какой там Борис Годунов! Умный, хитрый, расчетливый, настоящий серый кардинал. Блестящая игра Николая Козака вызывает восхищение. Я пожалела, что в просмотренном накануне спектакле "Вечно живые" роль администратора исполнял не он, наверняка Козак играет эту роль по-другому, жестче. Еще мне запомнилась царица Ирина в исполнении Татьяны Морозовой. Вроде бы, роль сама по себе не особо интересная, но игра делает ее очень яркой. И нельзя не отметить замечательную, как всегда, Елену Анисимову в роли Василисы Волоховой - немного комедийных моментов в трагедии.
Декорации и костюмы вполне традиционные и "не перегруженные". Мне понравилась находка с колоколами - царь пытается научиться звонить (будто он простой человек! Хотя, вспоминая его мечты о монастыре...), вызванивает на них мелодию на пару с царицей - этим подчеркивается их близость... Да, любовная линия между супругами тоже очень хороша, пожалуй, даже посильнее романтичной между князем Шаховским и княжной Мстиславской, где страсти в клочья.)) А у царя с царицей - сильная, ровная привязанность, любовь-дружба единомышленников с полным взаимопониманием - такое в этом сословии редкость.)
Два с лишним часа спектакля смотрятся на одном дыхании, спасибо всем, создавшим такое чудо!
 
  Инесса08.03.2019  
 Решив для разнообразия углубиться в русскую историю, а точнее – в историю Смуты, я посетила «Царь Федор Иоаннович» (по пьесе А.Толстого) в Большом зале ЦАТРА, в постановке Бориса Морозова. Замечательная костюмированная историческая драма о жизни последнего государя из рода Рюриковичей – сына Ивана Грозного, царя Федора.

Как же отличается Федор Иоаннович в исполнении Константина Денискина от своего отца! Слабовольный, набожный, добрый, какой-то мягкотелый… он неспособен управлять государством, бояре крутят им, как хотят. А при дворе находятся две враждующие группировки дворян: клан Шуйских во главе с князем Иваном Петровичем (Андрей Новиков) и любимый шурин царя Борис Годунов (Николай Козак). При этом царь искренне любит Годунова и доверяет ему управление своими делами, а народ – за Шуйских. Царь старается примирить соперников, но это бесполезно, они будут плести интриги за спиной у государя друг для друга и даже для него.

Как ужасна идея Шуйских развести царя с любимой женой Ириной (Алиса Богарт) по причине ее бездетности, чтобы женить его на княжне Мстиславской (Мария Белоненко), и к какой трагедии приводит это юную княжну и ее возлюбленного – князя Шаховского (Тимур Еремеев).
Мы знаем из учебников истории, чем все закончится – царевич Дмитрий погибнет в Угличе, расследовать его смерть пошлют Василия Шуйского (Андрей Егоров), а после смерти Федора царем ожидаемо станет Борис Годунов. А далее – «мальчики кровавые в глазах» и Шуйский на престоле…но это уже, сильно забегая вперед.

На сайте заявлено, что спектакль идет 2 ч 45 мин, но на самом деле меньше – около 2 ч 20 мин. За это время прекрасные артисты ЦАТРА представляют нам очень важную для истории Руси сцену: мы стоим у истоков Смутного времени, которое продлится более десяти лет, пока на престол не взойдут Романовы. Хорошие костюмы и очень правдивая игра актеров помогут освежить в памяти этот пласт истории. Спектакль – отнюдь не развлекательный, лучше перед походом все-таки почитать учебник или Википедию :) Ну, и в зале были дети – но я бы до 12-14 лет такие спектакли не рекомендовала, они просто ничего не поймут в этих боярских интригах.

К минусам могу отнести только не очень хорошую акустику, царицу Ирину совсем не было слышно даже при том, что я сидела близко, а говорила она, наверное, тоже важные для сюжета вещи. Например, сцена во втором действии между Ириной и ее братом Борисом Годуновым прошла мимо меня, к сожалению.

В общем и целом – качественный исторический спектакль, ставлю 8 из 10 и рекомендую к просмотру интересующимся русской историей.
 
  Анна28.02.2019  
 Смотрели спектакль всей семьей. Нас пригласили, и, честно говоря, прочитав название и увидев продолжительность, ожидали долгое, монотонное историческое действо и трудности восприятия...Спектакль потрясающий! Все понятно, смотрится на одном дыхании. Актеры великолепны, такие сложные монологи и диалоги они читали, какой глубокий, нравственный смысл происходящего донесли! Минимум декораций не отвлекает от лиц на сцене, а костюмы Годунова и царицы произведение искусства. "Москва! Не хан тебе опасен - кто точит сердце изнутри". Рекомендую настоятельно школьникам с 7-го класса смотреть по возможности, историкам и всем, кто историей интересуется, - по потребности, а любому зрителю - для духовности.
С уважением и благодарностью к коллективу театра, зрительница Анна.
 
  Лидия28.02.2019  
 Прекрасный спектакль! Образ царя Федора Иоановича, созданный Николаем Лазаревым, потрясает. Считаю, что это замечательная актерская работа.
 
  Христина 26.02.2019  
 БРАВО! БРАВО! БРАВО!
Вызывает сильнейшие эмоции, сопереживание!!!!
Какой ПОТРЯСАЮЩИЙ спектакль. Правдивый, про нашу страну - Россию, про Годуновщину. Под впечатлением от игры актёров, как они появлялись из зала, создавали атмосферу того времени. Казалось, будто я в XVI веке, как это ЗДОРОВО!! Отдельное спасибо актёрам! Отличная постановка! Интересные режиссёрские ходы, как, например, эффектные выходы бояр Шуйских со стороны зала, не погашенный до конца свет в зрительском зале, что создавало ощущение единого со сценой пространства! Очень понравилось!!! Думаю, что Залуженного артиста просто так не дают, его заслуживают. Образы женщин в спектакле чистые, правдивые. Бесподобно. Зал стоял, многие не могли скрыть эмоции от увиденного. Время потрачено не зря:)))
 
  Дмитрий26.01.2018  
 Спектакль очень понравился. Довольно динамичный, хорошее сочетание музыки и игры актеров. Постановка основана на реальных событиях в истории Руси. Очень интересно.
 
  Манька Облигация23.10.2017  
 К Театру Армии (а для меня он навсегда останется Театром Советской Армии) у меня более чем теплое отношение. В детстве нас с классом водили туда на "Кортик" и еще какие-то спектакли, уже не помню, и это всегда было здорово. Впрочем, детям, как известно, в театре нужно всего две вещи: буфет и туалет. Взрослые же куда более придирчивы, а потому спектакль "Царь Федор Иоаннович" я смотрела с двояким чувством. С одной стороны, сложная пьеса, не комедия, да еще и по А. Толстому, оказалась поставленой прекрасно - от саундтрека, извините за киношный термин, до оформления сцены. Суровый минимализм, создающий нужную атмосферу на пять с плюсом. Все в этом спектакле отлично, кроме двух моментов: костюмов и актерской игры. Скажем так: весь спектакль у меня чередовались два чувства. То мне казалось, что на сцене красноармейцы, то что действие происходит в лихие девяностые. Безбородые бояре с модельными стрижками, откровенные гимнастерки и чуть ли не галифе из-под вроде бы правильных верхних одежд - в театре кризис и нет денег на парики и бороды? Большинство актеров играет не героев пьесы, а бандюганов или лихих революционеров. Николаю Козаку отчетливо не хватает голды на шее и малинового пиджака. Он прекрасный актер, но как-то загримировать его более веросимильно никак нельзя, чтобы зритель видел Бориса Годунова, а не рэкетира с паяльником? Чувство радости от правильного сочетания актерской игры и внешнего вида было всего несколько раз - например, когда на сцене присутствовала сваха в исполнении великолепной Елены Анисимовой. Все остальное время фейспалм, фейспалм и еще раз фейспалм. Девушка на сиденьи впереди меня дважды засыпала, так что подумайте несколько раз, прежде чем идти на этот спектакль. Надо быть завзятым театралом, причем подготовленным, причем снисходительным и бесконечно терпеливым. А световикам со звуковиками и оформителями сцены пять с плюсом.
 
  Полина22.01.2017  
 Побывали на этом спектакле 21/01. Не просто не понравилось, а очень не понравилось. Временами было даже как-то неловко за актеров.
1. Зал очень большой, соответственно, не слишком хорошо слышно. Проблему эту надо решать техническими средствами (например, ставить микрофоны). Вместо этого все актеры постоянно кричат (некоторые, мне кажется, даже сорвали голос ближе к концу).
2. Сцена очень большая. Это вообще не проблема при наличии хорошей режиссерской идеи. Режиссер должен придумать, как задействовать полезно все это пространство. Вместо этого все актеры постоянно бегают по сцене (периодически еще и выбегая в зал). Бегают в прямом смысле этого слова.
3. Может быть когда-то (N-цать лет назад) такая постановка и могла считаться приемлемой, но в современном театре эти забеги, заламывание рук, подчеркивание реплик ужасными криками и т.п. смотрятся довольно нелепо. Могло бы показаться, что это от недостаточно уровня актерской игры (компенсация плохой игры вышеперечисленными вещами). Однако так действуют все без исключения актеры, включая массовку. То есть это режиссерская задача.
4. Примитивные декорации даже не по своему виду, а по полной безыдейности. Тут уж было два пути – или творить историческую достоверность, или делать что-то концептуальное. Первое, очевидно, провалилось из-за ограничений по финансированию. Второе – из-за отсутствия идей… Какие-то вялые попытки с проекциями ликов на стены ситуации вообще не спасают, а даже подчеркивают проблемы.
5. Общее впечатление – смертельная скука. Можно было бы порекомендовать спектакль тем, кто хочет ознакомиться с вынесенным в его тему историческим эпизодом, но увы… Пьеса сама по себе далека от исторической достоверности. Плюс откровенно слабая постановка. Вывод: не стоит.
Сам по себе театр представляет меж тем большой интерес. Славная история. Очень любопытное здание, конечно. Аналогов ему вспомнить очень сложно, если вообще возможно. В целом есть ощущение, что о нем заботятся. Хотя местами не покидает впечатление (извините) совковости и жадности. Эти (извините) запашистые туалеты, а также буфеты в духе вокзальных кафе (во всяком случае тот, который около гардероба) – это что-то с чем-то. Про выставку/продажу пластиковой бижутерии и часов (с виду поддельных) у входа я вообще молчу. Палатки снесли, торговцы перебазировались?
 
  Палыч17.12.2016  
  В первый раз побывал в этом театре. Не имея гуманитарного образования, позволю себе высказать только "технические" суждения.
1.Здание театра как снаружи так и внутри уникально и ухожено, достаточно информации (на стенах) о людях и истории театра, хорошие буфеты, великолепный зрительный зал. Но явно не хватает какого-нибудь киоска или лотка с литературой об истории создания (строительство и архитектура), о творческой истории театра (режиссёры и актёры) и т. д.
2. Зрители занимают места где кто захочет, как в сельском клубе, так что покупать дорогие билеты на хорошие места не имеет смысла.
3. Все персонажи были по современному хорошо подстрижены и тщательно побриты; громко и очень эмоционально кричали, но в то же время иногда трудно было разобрать что именно кричали.
А в остальном всё очень неплохо, соглашусь со всеми предыдущими положительными отзывами.
 
  Сергей98415.11.2016  
 Однозначно рекомендую спектакль. Козак и Лазарев были бесподобны.
 
  Валентина08.06.2016  
 Получилось. Все получилось у режиссера и артистов:не уйти в назидательную архаику, показать живых людей с их страстями, заставить задуматься, вызвать сочувствие. И Годунов не злодей, и Шуйский не идеален, а Федора очень жаль. Н. Лазарев играет очень сильно и точно. Браво!
 
  Александра05.03.2016  
 Дина, военными никто зал не заполняет. И их не пригоняют! Театр ведет все время своего существование военно-шефскую работу. Сам ездит по гарнизонам и флотам, а к себе на спектакли приглашает рядовых и офицеров МВО
 
  Дина02.10.2015  
 Не понравилось. Все слишком с большим "нажимом", нет полутонов. Прямолинейно. Кричат все-заговорщики, влюбленные, обиженные и обижающие. Все эмоции на крике.Души не чуствуется. Трактовка Годунова, мне кажется, вообще слабая. Не верю. Чтобы заполнить пустующий зал пригнали военных.
 
  Галина29.01.2015  
 Спасибо!Сильно!Актуально!Лазеров- мощь,чудо!Правдоподобно!
 
  юрий29.01.2015  
 Замечательный спектакль. Прекрасная режиссура.Актерский ансамбль просто великолепный. Всем огромное спасибо.
 
  Александр09.05.2014  
 Очень достойная постановка. Весьма гармонично вписывается в пространство огромной сцены театра. Лазарев в роли царя Федора ВЕЛИКОЛЕПЕН!
 
  Мария31.01.2014  
 Прекрасная постановка исторической драмы в классическом стиле. Николай Лазарев талантливо создает трогательный образ Федора Иоановича, Большое спасибо ему и всем, кто участвовал в создании спектакля, поднимающего вопросы добра и зла, чести и достоинства.
 
  Зоя18.01.2014  
  Удивительно сильный спектакль! Актеры играли в ансамбле, филигранно сыграны даже второстепенные персонажи (например, сваха).
Очень светлый, даже трогательный образ Федора Иоановича! Правитель, стоящий над грязной борьбой за власть, старающийся удержать равновесие и не дать вырваться страстям на волю!
 
  людмила27.10.2013  
 На 7-м ряду не слышно,на микрофонах экономят
 
  Арсений30.06.2013  
 Роскошный спектакль!
Красивый, яркий, мощный. Артисты на 100% погружаются в образы своих персонажей. Шикарно играют Н. Лазарев, Т. Морозова, В. Абрамов, В. Стремовский, А. Егоров, А. Чутко.
 
  Серафима10.05.2013  
 Действительно очень сильный спектакль. Много прекрасных актерских работ: К. Денискин, В. Абрамов, В. Стремовский...
Лаконичная сценография, колокола замечательно вписаны в концепцию спектакля.
А сюжет, как ни парадоксально, актуален.
 
  Наталия10.05.2013  
 Очень сильный, серьезный, хорошо поставленный и отлично сыгранный спектакль. Константин Денискин сыграл Федора многогранно, ему веришь. Спектакль заставляет задуматься, а это - главное.
 
  Светлана28.04.2013  
 Полностью согласна с предыдущими мнениями! Мощно! Красиво! Вдумчиво! Не скучно ни на одной минуте! Поучится бы таким "современным" режиссёрам, как надо говорить со сцены с нами, зрителями! Браво! И ещё раз - браво!!!
 
  Виктория21.04.2013  
 Очень цельный, динамичный, глубокий и яркий спектакль. Не пафосно, не напыщенно, не шаблонные исторические персонажи, а живые люди любят, ненавидят, страдают, борются за власть.
Написанный белым стихом текст воспринимается легко, а пьеса удивительно актуальна.
Профессиональный историк, наверняка, увидит недочеты, но, думаю, не настолько серьезные, чтобы они помешали восприятию.
Актерская палитра Н. Лазарева (царь Федор) поражает и восхищает. Сцена примирения с Шуйским великолепна.Сам же Иван Шуйский в исполнении В. Абрамова - просто шедевр.
Очень понравилась игра Т. Морозовой (Ирина) - настоящая глубина и нежность. Также органичны В. Стремовский и С. Гуськова.
 
  Солнышко 05.04.2013  
 Без преувеличения: это воистину грандиозное зрелище!!!!!!!!! Смотришь затаив дыхание, настолько завораживает происходящее на сцене. Впечатляет всё без исключения …. Красивые костюмы! Чудесная музыка, которая подчеркивает всю важность и глубину данного действия !!!! А какие же молодцы актёры!!!! Они от всей души дарили волшебную палитру эмоций зрителям !!!!!! И самое главное, было приятно отметить, что артисты получают от этого громадное удовольствие. Великолепная и неповторимая атмосфера воцарилась в зале на эти 3 часа. Браво!!!!! Миллион раз Браво!!!!!
 
написать отзыв


информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005