|
|
ПРОБКА
|
Светлана | 20.10.2017 | |
13 октября я посмотрела спектакль "Пробка", поставленный режиссером Иваном Косичкиным по одноименной пьесе Ксении Драгунской. Надо отметить, что за пьесу «Пробка», написанную в 2008 году, Драгунская получила престижную литературную премию имени Ильи Кормильцева в номинации «Драматургия», с формулировкой «за социальное высказывание». Действительно, пьеса социальна и жестка. Перед глазами зрителей разворачиваются действия, которые никого не могут оставить равнодушными. Два мира, два образа жизни. Преуспевающий адвокат (арт. А. Орловский), богатый, любящий японскую культуру, читающий наизусть хокку Басё и выводящий палочкой японские буквы на шелке. И бывшая учительница (арт. Е. Старостина), из-за денег вынужденная идти в услужение, но зато свято верящая в идеалы былых времен, с пафосом читающая бравые стихи Маяковского. У каждого своя правда, своя жизнь, которые волей автора оказываются переплетенными. Миры их разные, и тем страшнее их соприкосновение. Ведь в мире живут и другие люди. Такие, как дочь учительницы (арт. Ю. Голубева), неудавшаяся художница, вынужденная зарабатывать преподаванием рисования в детском клубе. И внук (арт. Д. Ефремов), из-за проблемы денег бросивший учебу в институте. И из-за желания иметь эти деньги готовый пойти даже на преступление. Кто из них прав? Чья жизнь безгрешна? Не все так просто в жизни, не все так просто в спектакле. Нет просто белого, нет просто черного. Конфликт героев разворачивается вокруг закона, который хочет провести адвокат - насильная стериализация неблагополучных слоев общества, неспособных дать достойную жизнь детям. Страшная мера, которую невозможно принять здравому рассудку. Страшны аргументы адвоката, страшны обстоятельства, заставившие прийти его к такому решению. А еще страшнее антиутопический конец пьесы, заставляющий в ужасе замереть - а вдруг такое может случиться? Спектакль произвел на меня сильное впечатление. Из-за текста самой пьесы, конечно. Но еще и из-за постановки ее. Надо отметить, что площадка на Тверской театра "АпАрте" необычная. Здесь нет сцены. Действие спектакля разворачивается прямо перед зрителями. Ты словно становишься соучастников событий. Интересно решение режиссера соединить два мира воедино - особнык адвоката, лаконичный и строгий, и обветшалую квартру учительницы с обклеенными газетами стенами. Действия спектакля происходят то в одном месте, то в другом. И одновременно во всех сразу. Спектакль короткий, идет всего лишь 1 час 20 мин, но сколько эмоций он всколыхнул, сколько мыслей запустил. По мне так, потрясающая работа, которую необходимо всем увидеть. | ||
Владимир | 17.01.2013 | |
Да, действительно это жестокая правда нашей жизни, нашего времени и наших дней. Так открыто и откровенно о хронической глобальной болезни нашего социума еще ни разу не слышал с театральных подмостков. Света в конце тоннеля не видно. Но смотреть надо. | ||
Дмитрий | 08.05.2011 | |
Весьма обрадован появлению на Московской сцене ещё одной достойнейшей постановки. Для избавления любезного читателя от загрузки яндекса, немного о собственно пьесе Сегодня социальная антиутопия «Пробка» - самое обсуждаемое произведение современной драматургии. Откровенное, злое, заставляющее душу стонать от невыносимой боли за судьбу человечества. Драгунская в «Пробке» затрагивает острейшую тему – о принудительной стерилизации по социальным показаниям. Ее пьеса взорвала общество, вызвав резко отрицательные отклики – драматурга даже обвинения в фашизме! Однако, по мнению самой Ксении, «Пробка» «до верху наполнена патриотизмом и болью за общество, которое продало душу за «металл» - автомобиль, и выращивает за гаражами безнадзорных монстров, детей алкоголичек, выкалывающих собакам глаза». - «Пробка» – особенная пьеса, она резко отличается от других моих произведений, - говорит драматург. – Она задевает острейшие болевые точки, и человек, который ее прочитал, должен испытать шок. Я верю в генетику, и мои «антигерои», вокруг которых закручен болевой вихрь, – не дети, а маленькие чудовища, пораженные наследственным алкоголизмом, которые в будущем станут серийными убийцами! Зачем позволять «строгать» детей нелюдям, учитывая плачевное состояние наших детских домов? Впрочем, я говорю в «Пробке» и о многих других актуальных вещах. Я сотрудничаю с Виктором Зиминым (театр «Диалог» Смоленск) на протяжении долгих лет не только потому, что мы друзья. В Москве очень сложно найти режиссера, который способен поставить современный спектакль, затрагивающий остросоциальные темы. Темы, о которых нельзя молчать! Да и не всякий худрук, директор театра захочет увидеть на своей сцене революционный спектакль. А вдруг зритель проснется? Задумается? Думать стало опасно! Сегодня театр стал единственной духовной отдушиной, площадкой, трибуной, с которой можно говорить о проблемах общества и быть услышанным. Общество как никогда нуждается в таких остросоциальных пьесах, поднимающих на поверхность вопросы, о которых многие хотели бы промолчать. Сделать вид, что их не существует. Пресса, о телевидении вообще молчу, утратили свои позиции, стали слащавыми, «желтыми», и их уже не давно не интересуют проблемы простого человека. Ее задача – выращивать законопослушное стадо, которое смотрит то, что модно, и думает то, что модно. А литераторов, режиссеров, художников призывают заниматься воспитанием таких животных. Вероятно, сверхзадача - выдрессировать особь, которая после очередной братоубийственной войны станет к 2020 году «Верховным менеджером» России. Убеждена, что разговор, который мы с вами ведем в «Пробке», очень важный. Общество, погрязшее в агрессии и насилии, должно прозреть! Ну-с, к моей пущей радости нашёлся таки в Первопрестольной достойный коллектив, великолепно воплотивший эту социальную антиутопию с одной стороны, и насколько я информирован, явивший презентацию талантливого актера Ивана Косичкина в новом качестве – режиссером спектакля. Дебют несомненно удался. Постановка технически насыщенная, динамичная, захватывающая. Иван, в целом сохранив текст пьесы, придумал интереснейший ход – кардинально изменил образ одного из героев – успешного адвоката Максима (Александр Орловский), изобразив его поклонником японской культурной традиции, что очень ярко и по сути пьесы уместно контрастирует с описываемой окружающей российской обыденностью, оттеняет философскую составляющую и как бы обозначает фундаментные ценности героя, на которых он выстраивает свои весьма антиобывательские размышления. Считаю возможным отнести эту постановку к, непобаюсь этого слова, атр-хаусному Творчеству, и появление сего произведения не может не радовать думающего театрала. | ||
|