|
|
КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК
|
Светлана Килина | 22.06.2019 | |
КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ имени СТАНИСЛАВСКОГО и НЕМИРОВИЧА- ДАНЧЕНКО При всей моей любви к балету "Каменный цветок" я смотрю впервые . А ведь над его созданием трудились два мэтра советской культуры : Прокофьев и Григорович . При этом , удивительным образом этот балет стал последним в жизни Прокофьева ( за правкой его партитуры композитор скончался ), и первым - для Григоровича . В балете нет привычных нам одеяний : пачек или Шопенок. На сцене - мир русской сказки с девичьими сарафанами , с красным сапожками , с косоворотками . Выглядит очень непривычно и ярко . Колорит национального фольклора уводит зрителя в завораживающий мир сказаний, где добро неизменно восторжествует . В основе сюжетной линии Балета лежат знаменитые сказки Бажова . История мастера, пожелавшего достигнуть совершенства и забывшего ради этого все , одержимость творчеством , и параллельная линия любовного треугольника . При этом смысл постановки понятен даже без прочтения либретто . Невероятно выразительно и понятно пластическими средствами показано развитие событий, а также эмоции и переживания героев . "Каменный цветок" четко делится на три образные сферы : лирическая ( нашедшая воплощение в образах Данилы и Катерины) ; сказочно- фантастическая( все, что касается Хозяйки Медной горы ) и народно- жанровая ( великолепные по настроению и красочности массовые народные сцены) Каждая из этих сфер отличается своей стилистикой костюмов, хореографией , музыкой . При этом смена декораций происходит совершенно незаметно для зрителя . Здесь абсолютно гениальное решение Симона Вирсаладзе . В глубине сцены стоит малахитовая шкатулка , которая трансформируется то в деревенскую избу, то в драгоценные недра Медной горы , или же фрагмент рыночной площади. Но, декорации лишь задают тон, основную нагрузку в передаче колорита несут на себе невероятные по массовости и слаженности ансамблевые сцены . Так , в царстве Хозяйки Медной горы танцуют даже драгоценные камни . Совершенно восхитительное по синхронности исполнение сложного танцевального рисунка . А решение повторить линии самоцветных камней на декорациях замершими во взмахе, ногами балерин - просто безупречно . Застывшие острые параллельные линии рисунка на декорациях и балерины, повторяющие и продолжающие этот угол создают действительно сказочный мир Медной горы , настоящую чашу Каменного Цветка . Рисунок танца острый , но четкий и синхронный . Выполнено идеально - аплодисменты кордебалету . И нельзя не сказать о главном украшении Балета - роли Хозяйки Медной горы . В облегающем тело зеленом комбинезоне, с четкими линиями согнутых рук , в быстроте танца и его рисунке перед нами предстаёт то настоящая Королева , то быстрая ящерка . Самые красивые партии и великолепная техника исполнения . Совершенно иные хореографические и музыкальные решения в сценах с участием Катерины и Данилы . Танцоры одеты в традиционные русские костюмы , и легкие сарафаны девушек струятся в движении танца , подчёркивая их хрупкость , нежность и чистоту . И сами девушки прекрасны в мягких изгибах, нежных движениях рук , они словно ручейки стремительно и плавно двигаются в танце . Музыка не копирует народные мотивы, но передаёт колорит в гармонии светлой печали и задорного веселья . И , наконец, третий пласт Балета - сцены массовых народных гуляний . Перед нами возникает площадь , где жители веселятся в честь праздника . Краски столь яркие , что на память приходят картины Кустодиева . Здесь перед хореографом стояла сложная задача : показать народные танцы , но средствами Балета . И решено это блестяще . На сцене настоящее народное гуляние , в котором , однако, есть и своя история . Для меня неожиданным оказалось вкрапление цыганских мотивов , но они невероятно органично вплелись в общую структуру повествования . Очень хороши русские танцы : красные сафьяновые сапожки , молодецкая удаль , и весь Русский характер - сильный , открытый и радостный . Музыку Сергея Прокофьева исполнял Оркестр под управлением Романа Калошина ,- спасибо за столь виртуозную игру . Вердикт однозначный - смотреть обязательно. Балет яркий, самобытный, с эффектными сольными партиями , замечательными дуэтами и захватывающими массовыми сценами . | ||
Мари | 21.06.2019 | |
Балет на музыку Сергея Прокофьева был поставлен в Кировском театре еще в 1957 году Юрием Григоровичем, а спустя два года был перенесен и в Большой театр. Спустя годы на какое-то время исчез из репертуара, но на волне интереса к советской эпохе Григорович в 2008 году решил спектаклю освежить и в обновленном виде порадовать зрителей, в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко демонстрируется восьмая редакция балета: "Процентов на 20 это совершенно иная хореография, - объяснил Юрий Григорович. - Время берет свое. Что-то хочется усложнить, что-то более интересным сделать. Сама двухактная структура совершенно иная. До этого у меня было три акта. У Прокофьева их вообще четыре." Получился компактный и очень изящный вариант по мотивам уральских сказов Бажова про хозяйку Медной горы. Крестьянская девушка Катерина и каменных дел мастер Данила любят друг друга, но приказчик Северьян хочет завладеть понравившейся ему девицей. Сам Данила попал в царство хозяйки Медной горы, очарованный ее несметным богатством. Но со временем наваждение проходит, хозяйка же, тронутая любовью Данилы и Катерины, отпускает парня, а злобного Северьяна, не умеющего по-рыцарски ухаживать за девушками, губит, суровый край - суровые нравы. В глубине сцены - огромная красочная малахитовая шкатулка (художник-постановщик и художник по костюмам - Симон Вирсаладзе), ее отворенная грань демонстрирует то горницу деревенской избы, то богатство хозяйки Медной горы, то карусель на площади. На фоне незаметно преображаемого пространства сцены разворачиваются массовые ансамблевые сцены, которые так любит и умеет делать Григорович, заставивший танцевать в своем балете аметисты и прочие самоцветы - кордебалет в ярких костюмах создает потрясающую красоту оживших сверкающих камней. Впечатляют и сцены народных гуляний с русскими народными танцами - удаль молодецкая и девичье изящество, сарафаны, косоворотки и сафьяновые сапожки. Шикарно показаны и цыгане, в великолепных цветастых костюмах, само собой, монисты, гитары и залихватские танцы пополам с цыганской тоской. Катерина в исполнении Натальи Сомовой (заслуженная артистка России) получилась очень светлой, мягкой, хрупкой, но эта хрупкость удивительно сочетается с определенными жесткими качествами - и домогающемуся ее Северьяну серпом пригрозить, и возлюбленного у волшебницы увести. Иван Михалев танцует свою партию легко, играючи взмывая в воздух, великолепная физическая форма! Но эти два персонажа несколько меркнут на фоне сильнейших образов хозяйки Медной горы и Северьяна. Оксана Кардаш (заслуженная артистка России) преображается в юркую гибкую ящерку, изящество которой подчеркивается трико в качестве ее костюма, которое выглядит, как кожа этого сказочного персонажа. Кардаш хороша необыкновенно, чрезвычайно пластична, выразительна и артистична! И наконец Северьян - Георги Смилевски (народный артист России). Экспрессия необыкновенная! Танцовщик, обладающий огромным артистизмом и мощнейшей энергетикой, это просто вихрь, ураган и цунами. Не зря говорят, что плохих персонажей легче, мол, показать-то, но в этом спектакле Катерина с Данилой выглядят явно второстепенными на фоне неоднозначных героев. Огромное удовольствие доставила музыка Сергея Прокофьева. Оркестр под управлением Романа Калошина продемонстрировал высочайшее мастерство, партитура не из легких! Все пространство атриума театра занято выставкой главного художника МАМТ Владимира Арефьева. Выставка замечательная, словно бы хаотично, но на самом деле очень продуманно, в атриуме демонстрируются элементы декорационного оформления оперных и балетных спектаклей. Многое для тех кто их смотрел, узнаваемо, и это огромное удовольствие - посмотреть на них вблизи и вспомнить, откуда они. Тут и роскошные "упавшие" на пол люстры и инсталляция из мундиров и киверов из "Войны и мира", бамбуковые заросли из "Так поступают все женщины" (незаметно переходящие в болото из "Майской ночи"), носорог из "Влюбленного дьявола" и верблюд из "Летучей мыши", пропеллеры из "Обручения в монастыре" и еще много, много всего! | ||
Евгения | 26.02.2019 | |
Почитала ниже отзывы и была немного удивлена: как это чудо может не понравиться? Я не привыкла спорить или доказывать свое, я просто хочу поделиться своим впечатлением. Мне спектакль понравился! Очень! И музыка С.Прокофьева не показалась мне сложной. Я слышала в ней напевы народных мелодий, также там звучал наш ХХ век, она была в меру ироничная, в меру лиричная. Хореография удивительна, подумать только балету более 60 лет, а для хореографа Ю.Григоровича это был первый балет. В балете много ярких народных танцев, очень хороши цыганские, все очень ярко, красиво и гармонично. У меня был прекрасный состав (не знаю, бывает ли в МАМТе иначе, мне всегда везет): Хозяйка медной горы - Оксана Кардаш, Катерина - Наталья Сомова, Данила-мастер - Иван Михалёв, Северьян - Георги Смилевски, а за дирижерским пультом - сам маэстро Феликс Коробов. Прекрасный вечер проведенный в театре. Я в восторге! | ||
VRM | 27.05.2016 | |
Пожалела, что привела мужа именно на этот балет, лучше бы на "Эсмеральду". Сложная музыка, затянутые партии и, на мой взгляд, не очень интересная хореография, особенно что касается Данилы - от него все время ждешь чего-то большего (или просто исполнение было слабым - у нас был А.Любимов) Но! Лично для меня все это компенсировалось потрясающей Хозяйкой горы в исполнении Оксаны Кардаш, я с нетерпением ждала, когда она снова выйдет на сцену. Смотрела бы бесконечно=) | ||
Кошка из лукошка | 27.05.2011 | |
Балет как балет, в чем-то устаревший, в чем-то все равно милый, музыка сложная, ну а где у Прокофьева просто. Думаю, танец классический и народный настолько далеки друг от друга, что это никакой музыкой не свяжешь. Конечно, смешно, когда Северьян топочет по сцене в своих сапожищах, но ровно также смешны и классические па в косоворотках. Много ярмарки, много кутерьмы. Меня очень позабавила сцена, в которой Северьян домогается Катерины - топ-топ-топ за ней по сцене, топ-топ-топ - загонял всю, бедняжку, минут двадцать :) Зато у зала долго было хорошее настроение :) | ||
Лидия | 31.07.2010 | |
Не понравилось. Нелепый и какой-то неприятный балет, ни одной красивой поддержки, слеплено всё кое-как. Опять у Григоровича обязательные развязные цыгане. Музыка никакая, даже голова потом разболелась. | ||
Борис | 18.01.2010 | |
Несомненно, П.Бажов ничем не уступит хоть и Э.Т.А.Гофману, но вот С.Прокофьев не П.Чайковский, музыка откровенно груба. Соответственно и хореография иногда достигает уровня А.Духовой, а то и упирается в Н.Бабкину. Ну,кроме разве что партии и исполнения (О.Кузьменко)- Хозяйка. Да ещё помреж (собака!) в спектакле 16 февраля заменил всех ведущих незнамо на кого. Усугубил огорчение "высокохудожественный" буклет, в обязательном порядке (как в советские времена) продаваемый с програмкой. И уж совсем озадачила акция возврата програмок после спектакля за полцены! Вы чё, на лавры Петросяна посягаете? Может, мне не повезло, но взыскующим порекомендовал бы Золушку. | ||
Tanya | 23.06.2009 | |
ходили на премьеру, которая состоялась 8 июня 2009 года. Отличный спектакль!! Первое действие было в зеленых малахитовых тонах, интересное оформление сцены в виде Шкатулки, где и разворачивается все действие... Красивые постановки танцев, костюмы (хотя, конечно, не такая роскошь,наверно, как могла бы быть в Большом...) Интересные танцы "волшебницы-змейки"... А второе действие вообще было захватывающее, с народными сценами гулянья, с плясками, костюмами, цыганские пляски...!! Очень красиво, зрелищно! Великолепная ярмарочная сцена. есть и во втором действии очень интересные задумки, но не буду раскрывать секреты, сходите, и сами все увидите! Очень советую! нам понравилось! | ||
|