|
|
ПИКОВАЯ ДАМА
|
Светлана Килина | 06.10.2018 | |
В этом году отмечает свой 100-летний юбилей один из любимейших театров московской публики - великолепный и блистательный МАМТ -Московский Академический Музыкальный Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко . Огромный срок , невероятное количество постановок , и целые поколения зрителей, которых именно в этом театре научили видеть , понимать и ценить красоту балета , совершенство оперы , особую магию театра . Мне посчастливилось посмотреть оперу "Пиковая Дама " на сцене МАМТа. Постановка совсем ещё новая , премьера состоялась в ноябре 2016 года . Над созданием этой оперы трудился замечательный коллектив профессионалов : Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Александр Лазарев; Режиссер-постановщик Александр Титель; Художник-постановщик Сергей Бархин. Спектакль получился очень красивым , гармоничным и смотрится на одном дыхании . Уверена : сюжет знают все : знаменитые "Три Карты " и арию "Что наша жизнь?- Игра..."слышал и искушённый и неискушенный зритель . Однако постановка в МАМТе таит в себе сюрпризы для зрителя . Судя по костюмам , действие происходит в самом начале XX века, в дореволюционном Петрограде , и уже слышны отголоски Первой мировой войны. Жители одеты в Бурые шинели и сестринские передники, - все в городе пронизано предчувствием беды , не только с Германом или Лизой , но и со всеми , с самим городом ... Неизгладимо сильное впечатление производит Хор мальчиков в военном обмундировании . Они , совсем ещё дети, маршируют в шинелях и огромных сапогах , неподходящих им по размеру . Их уже забрала война , лишила привычных забав и радостей детства , она заберёт и изменит жизни и всех остальных. Город- настоящий герой оперы . Здесь хочется отметить великолепную работу художника по свету Дамира Исмагилова . Петербург тает во влажной синеве , растворяется в ней и словно исчезает . Этот подсвеченный мистическим синим светом классический портик в глубине сцены и ряды призрачно-голубых колонн ... город прекрасен , но он словно уже понемногу исчезает , истаивая в бесконечности синевы . Говоря о свете нельзя не отметить великолепную сцену грозы . Гром , вода, вспышки молний ... и люди , почти неотличимые друг от друга в этом свете .точно так же неотличимыми они станут для войны , а потом и для революции ... Создаётся атмосфера разрушающегося города, разрушающегося мира, распадающейся истории, распада человеческих отношений и нравственных устоев . Предчувствия и тревога разлиты по всем . Санитарные сёстры несут младенцев на руках .... кем они станут в этом начавшем обезличиваться и распадаться мире ? На сцене ( на поворотном круге) стоит полукружье колонн ,- и это все, что остаётся от прежнего мира . Хотя нет ! Ещё один символ уходящего времени -Графиня . В ней - иная эпоха , иные энергия и сила . И, возможно , погибает она не потому , что испугалась Германа ( не похоже что ее может кто-то напугать до смерти) , а потому , что ее мир уже не существует . Роль эту блистательно исполнила приглашённая актриса - Елена Заремба . Осанка, движения, вокал , взгляд - все абсолютно гармонично и просто великолепно . Даже после своей смерти, уже будучи призраком, графиня полна силы и уверенности . Партию Германа исполнял Нажмиддин Мавленов . Замечательный вокал , сильный и эмоциональный, богатый чувствами и оттенками . Этому Герману веришь . Лиза в исполнении Елены Гусевой - это , наверное, женская судьба , история сердца и чувства , рассказаннная в гармонии вокала и жестов . Обратили на себя внимание великолепным мастерством Томский в исполнении Зараева, Елицкий -Качуровский и Чекалинскиц -Микицкий . Каждая роль исполнена со своим характером и отточенным мастерством . Очень хорошо звучал хор , мне понравилась сцена бала , когда все дамы были одеты в наряды всех возможных оттенков синего цвета , и двигались так слаженно , словно были единым организмом . Отдельное украшение постановки- задействованный балет . Великолепные движения или же роскошная статика красивых и выразительных поз . Артисты балета танцуют на балу в костюмах Пьеро -ещё одна грустная примета . Безвольные печальные марионетки в тщетной попытке изображать на балу веселье . Их образы только усиливают тревогу , а не придающие балу искрящегося веселья , думаю именно такова и была мысль режиссёра . А ещё на сцене было много творческих режиссёрских находок , одна из них- присутствующая на сцене вода, она и утекает сквозь пальцы, подобно времени ; и отражает героев словно зеркало, показывая им их подлинное лицо; и она же , смоет потом все их ошибки и преступления .... Замечательная, красивая и очень стильная постановка , с великолепным вокалом исполнителей . От меня- рекомендация к просмотру для ценителей оперного искусства и поклонников театра . И ещё раз поздравляю коллектив одного из любимейших театров в Москве с 100-ым юбилейным сезоном , и желаю дальнейших творческих удач и свершений. | ||
Елизавета | 04.10.2018 | |
«Пиковая дама» - самая совершенная опера Чайковского, а для меня она еще и самая любимая. В реале я слушала Пиковую не менее, чем в десятке постановок, и еще примерно столько же в записях. Какие-то воплощения запали в душу на всю жизнь, особенно самое первое, увиденное в детстве в Большом театре, какие-то вызывали изумление и даже отторжение. Постановку Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко я приняла с первых минут и наслаждалась ею до финала. Спектакль выполнен в фирменном стиле Тителя-Бархина. Сценография Сергея Бархина может показаться скупой и минималистичной, но ее детали говорят больше, чем перенасыщенные мелочами декорации иных художников. «Пиковая дама» самая петербургская опера Чайковского и конечно же на сцене создан образ Петербурга: портики, ряды колонн, туманный сумрак, залитые наводнением мостовые. На тротуары брошены деревянные мостки, и эти же мостки позже преобразуются в погребальные носилки Графини. Три громадные колонны – три карты – тройка, семерка, туз… или пиковая дама…, три судьбы – Германа, Графини и Лизы, три темы оперы – фортуна, рок, любовь. Но портик на заднике похож на портик с эмблемы МАМТа, а колонны, подсвеченные синим, напоминают колонны, стоящие в его фойе. Такая многоплановость свойственна и всему спектаклю в целом. Действие пушкинской «Пиковой дамы» происходит в начале девятнадцатого века, Чайковский в своей опере отсылает нас в екатерининские времена, а спектакль Александра Тителя переносит в начало века двадцатого, и тревожная музыка Чайковского подчеркивает тревожные предчувствия общества на сломе времен. Хотя опера и называется «Пиковая дама», но главный ее герой – Герман. Партия Германа - одна из сложнейших, если не самая сложная в оперном репертуаре. Герман Нажмиддина Мавлянова восторженный, порывистый романтик. Он страстно любит Лизу и сначала деньги ему нужны, чтобы жениться на ней. Но смерть Графини, участь, рок заставляют забыть любовь – жажда выигрыша застилает разум. Графиня в исполнении великолепной Елены Зарембы не дряхлая старуха, а великосветская дама, хозяйка модного салона. Ее проходы по сцене приковывают взгляд и веют могильным холодом. Эта Графиня не боится одержимого Германа, требующего открыть тайну: потусторонний мир ей ближе реального. В сцене появления призрака степень трагизма доведена до крайности - именно в этой сцене Герман теряет разум. Лиза Елены Гусевой живет не в тепличном мире салонов. Это скорее героиня «Хождения по мукам». Они с Полиной (Наталья Зимина) поют свой знаменитый романс не в княжеской гостиной, а на благотворительном вечере в помощь страждущим. Если бы не гибель, такая Лиза могла бы стать медсестрой в госпиталях первой мировой. Елецкий Евгения Качуровского - красивый, благородный, любящий, нежный, богатый – ну как можно было такого променять на неврастеника Германа… Поистине любовь зла. Томский – Антон Зараев – эдакий конферансье, распорядитель, движитель спектакля. Не случайно на балу он Арлекин, управляющий танцами пьеро, героями серебряного века. А как прекрасны силуэты пьеро, застывшие меж белых колонн. Хореография Индры Рейнхолде отсылает к Фокинским балетам, с его арлекинами и коломбинами. Великолепна и работа Игоря Ясуловича – режиссера по пластике, молчаливые проходы актеров по сцене создают еще более глубокие образы героев. Оркестр под управлением Тимура Зангиева потрясает напряженностью музыкально-драматического развития оперы. Вечер удался. Все были прекрасны, музыкальны и талантливы. Всем спасибо! | ||
Татьяна | 12.12.2017 | |
"Пиковая дама" Тителя - безупречно стильная, масштабная постановка. В ней переплетаются опера и балет. Смотрится красиво на одном дыхании. | ||
Валентина | 08.12.2017 | |
Давно! Давно так не отдыхала душой! Прекрасный голос Оксаны Корниевской и её видение Графини - Брависсимо! Именно такой хочется видеть светскую львицу, пусть даже в возрасте. Гордую и статную, с движениями царственными. Лучшей графини я не видела. Станислав Ли в роли князя Елецкого изумителен. Писать о том как вжился в роль Николай Ерохин нет смысла ибо всё это слова, а это нужно видеть. Маша! Маленькая роль маленького человека, но даже не находясь в центре событий, сидя у колонны Дарья Терехова передавала именно те оттенки горничной что хочется увидеть - простой душевной девушки. | ||
Елена | 08.12.2017 | |
Впечатления от постановки хочется свести к одному слову - ДОСТОЙНО. Это и роскошная сценография, великолепный свет, оркестр, заливающий душу волнами музыки Чайковского, хоровая и балетная группы, и конечно певцы исполнители главных ролей. Опасалась, что образы, создаваемые артистами на сцене, будут не совпадать с воображаемыми героями, рисуемыми после прочтения Пушкинской повести. Но нет, поверила. Герману в исполнении Нажмиддина Мавлянова (в нем действительно есть что-то от Наполеона, как описывал его Пушкин). Лизе – Елене Безгодковой (тут если и есть неверие, то исключительно к Модесту Ильичу. Лиза девушка сильная, раз решается написать приглашение Герману, а как только понимает, что не она сама привлекает внимание Германа, бросается в реку. Пушкин был милосерднее). Поверила совершенно потрясающей графине – Оксане Корниевской. Вот тут как раз больше веришь режиссеру-постановщику Александру Тителю, а не Александру Сергеевичу и М.И.Чайковскому. В современной версии графиня умирает не от испуга, а от сердечного приступа. Просто судьба. Роковой час пришел. Так демонически смеяться в лицо человека, направляющего в ее лицо пистолет, может только женщина, много повидавшая в своей жизни, которой смешны угрозы. Она сильнее Германа, а будь по-иному, вряд ли бы граф Сен-Жермен открыл бы ей тайну трех карт. Второе отделение пролетело для меня на одном дыхании. «Вся наша жизнь – игра!» И в нас живет это томление предугадать, какую карту выложит тебе судьба. Знаешь, что последней для Германа окажется пиковая дама, но до последнего момента надеешься на туза. В колоде МАМТа «ПИКОВАЯ ДАМА», безусловно, козырная карта. Спасибо за эту великолепную талью театру, | ||
Мари | 08.12.2017 | |
"Что наша жизнь? Игра!" Карты, деньги.. ствол в музыкальном театре. Театр порадовал нетривиальной постановкой оперы "Пиковая дама" на музыку Петра Ильича Чайковского. В зале погас свет, зазвучала очень знакомая музыка.. и полной неожиданностью стало появление на сцене сестер милосердия времен Первой Мировой войны! Но каждый режиссер имеет полное право перенести привычное для искушенного зрителя действо в новые условия. Вместо пушкинской эпохи мы увидели очень тревожное время, а хор мальчиков, марширующих в военных шинелях, вызывает не умиление, как было задумано автором либретто Модестом Ильичом Чайковским, а грустные предположения об их дальнейшей судьбе. Сразу же обращаешь внимание, что мальчики топают по лужам, а другие дети гасят водой из канавки подожженную бумажную игрушку, поиграв в "гори-гори ясно, чтобы не погасло", и в дальнейшем вода будет дополнять многие мизансцены. Оформление сцены завораживает, геометричность, строгость и воздушность высоких колонн воссоздают атмосферу прекрасной архитектуры Петербурга, а использование трех основных цветов - синего, белого и черного - рисуют стильную сценическую картину, вернее, картины, так как конструкция перемещается с помощью поворотного круга и трансформируется. За исключением переноса действия в другую историческую эпоху постановка довольно консервативна, и хотя костюмы тоже модифицированы в соответствии с отражаемым временем, это тщательно продуманная и красивая костюмированность. Очень интересна Графиня (Елена Заремба), она не похожа на дряхлую 82-летнюю старушку, ее сценический образ великолепен - статность, горделивая осанка, походка "выступает будто пава" или плывет, властное зловещее выражение лица - все это создает образ не старухи, а колдуньи или инфернальной сущности, над которой и время не властно, и смерть ей не помешает творить мистические дела. Лиза (Елена Гусева) в роли глубоко страдающей девушки и лирична, и трагична, ее вокал передает все оттенки влюбленности, тревоги и отчаяния. Но безусловный центр этой оперы (как и было задумано ее создателями) - Герман (Николай Ерохин). На исполнителя партии Германа ложится основная нагрузка во всех смыслах, роль сложна и драматургически, надо сыграть одержимого человека, балансирующего до поры до времени на грани полного сумасшествия, и, говоря простыми словами, Герману надо много и хорошо петь. Николай Ерохин блестяще справляется с этой задачей, его шикарный драматический тенор заполняет собой все пространство зала, покоряя зрителя свободным владением широким динамическим диапазоном и идеальным сложным верхним регистром. Следует особо сказать о танцах - в театре отличный балетный коллектив и, соответственно, есть все возможности украсить оперу балетными номерами, опять забыв на время про консервативность: вместо классической пасторали зритель насладится дягилевским номером в костюмах Пикассо. Оркестр филигранно исполнил эту оперу, взяв необычный темп, предложенный дирижером Александром Лазаревым, а мощный хор показал всю свою силу. Прекрасен хорал "Господи, прости ему" у тела застрелившегося Германа, который перед этим исполняет прощальную арию "Что наша жизнь? Игра!", музыка оркестра обрывается.. .. и зал взрывается овациями, благодаря режиссера Александра Тителя и всех причастных к созданию этой постановки за хороший вечер, неувядающую музыку Петра Ильича Чайковского и блистательное исполнение. | ||
Елена И. | 01.05.2017 | |
Познакомилась с новой постановкой. Впечатление хорошее. Три часа пролетают незаметно, музыка держит, замечательные декорации и свет помогают. Петербург ощущается безоговорочно: Казанский собор, лужи и т.д.. Большая удача художника С. Бархина. Костюмы стилизованы под период начала первой мировой: шинели, женский хор переодет в медсестер. Непривычно, что на сцене много курят и пьют. Мрачная развязка витает в воздухе с самого начала. Понравилось исполнение, особенно оркестр, безусловно хорош Нажмиддин Мавлянов, а также Елена Гусева, Оксана Корниевская и Станислав Ли, мужской хор в заключительной сцене. Необычно решение сцены "Искренность пастушки" с участием балета, здесь очень хороши костюмы. Потрясает появление призрака Пиковой дамы. Ко всему прочему надо добавить полный аншлаг. | ||
Зоя | 27.12.2013 | |
Прекрасный спектакль! Изумительные декорации, красивые костюмы! Жаль, что спектакль снимают! В следующей постановке, это, по-видимому будет неудобоваримое, пошлое зрелище в "современном" стиле, который характеризуют большинство постановок этого театра. | ||
Кошка из лукошка | 27.04.2013 | |
"Ну молодой, ну такую тоску навёл!", - заключила я после первого акта, а потом после второго и третьего. Каких-то особенно ярких мелодий и арий в опере нет, декорации и свет поставлены без затей, костюмы классические, голоса разные. Германа пел Р.Муравицкий, мне кажется, что в образ он не попал. Не хочется говорить, что "уж оченно оне толсты-с", но и голос какой-то, как будто кислых щей объелся. В первом акте его буквально запели-затоптали свеженькие басы-баритоны, даже жалко стало. По сюжету (довольно забавному с учетом всех вводных) Лиза-внучка графини, помолвлена с князем Елецким (красавчик И.Павлов), однако ж воротит от него нос и - любовь зла - кидается на бедного Германа. Чуть позже снова кидается, но теперь уже в Неву, поскольку покинута коварным Германом, который ухлопал ейную бабушку и умчался в игорный дом быстрее паровоза. В игорном доме Герман (по бедности) ставит на кон 40 тысяч и после известного казуса с третьей картой стреляет себе в грудь. В общем, все умерли (у Пушкина Лиза вполне благополучна). Из всей постановки больше всего запомнился Томский (А.Замараев) с веселенькими куплетами. Очень интересный голос, вроде бы бас, да такой звонкий, чистый, рекомендую послушать. | ||
Елена Те | 20.07.2012 | |
16 июля, Подкопин - Мурадымова - Павлов. Весьмя рядовой спектакль. Постановка классическая, неплохой танцевальный акт. Мурадымова и Павлов пели хорошо. Подкопин вначале был ужасен, кое-где даже откровенно врал. Уж на что наша публика добрая, но никто в первых двух актах даже не пытался аплодировать. Распелся только к третьму действию и очень недурно исполнил свою последнюю арию в игорном доме. Даже понравился. Но очень неровный, сидишь и внутренне замираешь - сейчас напортачит... Самым ужасным в этот вечер был оркестр. Непонятно, куда Коробов так гнал, некоторые места были просто неузнаваемы. Правда, к концу музыкальной фразы он подстраивался и последний звук давал в унисон с пением. Все это напоминало комические музыкальные фильмы или исполнение в сельском клубе. | ||
София | 08.07.2011 | |
Просто слов нет,как мне понравилось!!!Великолепно!!!Еще раз схожу,наверное,уже в следующем сезоне!!! | ||
Катя | 09.04.2010 | |
Моя любимая опера. Постановка очень достойная и атмосферная. Прекрасные голоса, декорации и костюмы. Впечатлена. | ||
Валерия | 08.03.2010 | |
Понравилось. Не такая гениальная опера как "Евгений Онегин", где арии перетекают одна в другую, но безусловно лучше и естественней, чем итальянские. "Пиковая дама" наполнена смыслом и какой-то мрачной энергией. Первое действие показалось скучноватым, затянутым и даже в чем-то лишним. Второе и третье прошли оживленней - очень украшают танцевальные вставки, исполняемые "Гамашем" и "Амуром", уже виденными в балете "Дон Кихот" в Стасике. Надеюсь, больше не попаду на Ирину Ващенко (Лиза), ее голос просто дребезжал в ушах - красивые романсы погибли. Все остальные и пели, и играли просто великолепно. Очень эффектные появления Графини в виде призрака. Самая впечатляющая сцена - последняя, в игорном доме, на фоне драматически замершей массовки. Атмосфера нагнеталась постепенно и не без помощи декораций, изображающих дождливые и туманные набережные и мосты, так что смерть главных героев в такой депрессивной обстановке выглядит закономерной. | ||
Оксана | 16.02.2009 | |
Плохо,очень плохо! | ||
Борис | 12.05.2008 | |
Хотел отругать Осипова, но узнал, что юбиляру 70 лет, не дают нашим ветеранам покоя лавры Сары Бернар, сыгравшей в 70 лет Жанну дАрк. Артист не пел, а кричал любимые ноты. Помнится, незабвенный Каренин что-то говорил о сильных чувствах и грубых натурах. Андреева (Полина) дуэт ещё вытянула, а вот романс грубо провалила. Другие сольные голоса не богаты, но убедительны. Безусловно хороши костюмы, декорации безобразны, но - терпимы, свет - уличный. Оркестр и хор на 4+. Спасибо! Шум в зале от вентиляции не менее 15 дБ, для оперного театра, уважаемая дирекция, это многовато! К сожалению не могу рекомендовать ценителям оперы, разве что - обладателям Бентли, да зубочисток от Кардена. | ||
Еленка | 23.12.2007 | |
Спектакль не только можно, но нужно посмотреть и даже необходимо))) Получите просто невероятное удовольствие!!! Это самое лучшее, что я видела в Стасике!!! Те, кто увидет пастораль "Искренность постушки" не захочет ходить больше ни на какие оперы, кроме Пиковой дамы!!! Браво Чайковскому!!! | ||
Марина | 02.12.2007 | |
Спектакль посмотреть можно. | ||
Андрей | 25.04.2002 | |
В апреле 2002 г. слышал «Пиковую» в исполнении Вячеслава Осипова (Герман). Потрясающий, очень красивый голос, отличное исполнение, которое заряжает зрительный зал своей энергией. Мне кажется, что Осипов – лучший Герман в Москве (я слышал почти всех Германов). Хочется поблагодарить мастера за его труд! | ||
Алексей | 03.05.2001 | |
Я пересмотрел все оперы и балеты во всех театрах за последние полгода , поэтому имею полное право иметь свою точку зрения. Итак - это бесподобный спектакль. Отработан без единого сбоя.Артисты подобраны блестяще. Вишняк - 5+ , Аркадьева 5+ ,и все другие - тоже 5+. Декорации - 5+. Музыканты , дирижер , короче все - 5+. Таких спектаклей очень мало. В Вашем театре есть только одна опера , которая мне понравилась еще больше - это Кармен. К сожалению не знаю где оставить на нее свой отзыв , поэтому напишу здесь. КАРМЕН в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко - лучший спектакль из всех спекиаклей всех театров Москвы и Санкт-Петербурга. Даже Большой и Мариинка не имеют в своем репертуаре ничего подобного. ЕЩЕ РАЗ ПОВТОРЮ , ЧТО Я ПЕРЕСМОТРЕЛ ВСЕ. ЕЩЕ РАЗ ПОВТОРЮ ВСЕ. КАРМЕН ЛУЧШАЯ. Однако , даже несмотря на то, что Кармен , по моему мнению лучший спектакль всех театров , то в Кармен есть , что улучшить чтобы сделать еще лучше , а вот потенциал Пиковой Дамы раскрыт полностью. О Кармен - Лучший состав исполнителей - Кармен - Герцева , Хосе - Муравицкий , Эскамильо - Поликанин , Микаэла - Аркадьева , Цунига - Свистов. Это - проинципиальный момент. Другие исполнители на этих местах недопустимы. Я понял замысел режисера - переместить действие Кармен из времен из времен Мериме во время Бизе и , чуть позже. Здорово!!!!!! Смотрится и сочетается!!!!!! Но иной раз разное дурачье , которое и Мериме даже не читало , начинает в зале шептать , что все очень современно. Чтобы заткнуть дуракам глотки надо больше испанских национальных костюмов. Тогда все вопросы будут сняты. Что - то нужно делать в вопросах по улучшению аккустики зала театра и увеличению оркестра. В театре есть прекрасные голоса , но аккустика немного все смазывает , хотя хорошая постановка и хорошая опера неиспортибельны. Я пересмотрел очень много и скажу напоследок , что , по моему мнению , Кармен - непревзойденный шедевр , я думаю это лучшая опера из всех которые только существуют. Пиковая Дама тоже - класс. Хочу чтоб это все сам Титель прочитал , думаю ему это будет и приятно и полезно. С уважением - человек , который видел все. | ||
Ирина | 29.08.2000 | |
Блестящий спектакль. Отличное исполнение. Выразительные арии. | ||
|