|
|
НАБУККО
|
Татьяна | 19.03.2021 | |
Великолепная опера Верди в постановке Андрейса Жагарса на сцене Новой оперы – один из самых сильных и пронзительных спектаклей, увиденных мною за последнее время. Первое, что потрясает – это, конечно же, бессмертная музыка в блестящем исполнение оркестра под руководством Александра Самоилэ . Скажу честно, когда я слушала увертюру, у меня было ощущение, что даже если занавес не откроют и оркестр будет просто продолжать играть – мне будет этого вполне достаточно для полного счастья). Сама постановка не классическая, она осовременена – Новая опера не изменяет своему названию. Но насколько же тонкая и проникновенная параллель проведена режиссером, она заставляет задуматься о том, что же прошлось пережить этому народу за всю свою историю, которая развивается по спирали. Действие на сцене происходит на станции метро, в период Второй мировой войны – и, соответственно, передает весь ужас и отчаяние той эпохи. Костюмы героев – всех! – это отдельный предмет восхищения, чего только стоят кроваво-красные наряды Абигайль. Образ Абигайль очень удался Марине Нерабеевой, она сумела показать весь диапазон чувств – от влюбленной женщины через мстительную фурию к расскаявшейся дочери. Вокальное исполнение прекрасно, ее героине искренне сочувствуешь в конце. А ведь партия Абигайль одна из самых сложных в мире оперы. Сергеев Мурзаев в роли Набукко великолепен, я не могла сдержать слез. Но сердце мое покорил Захария в просто изумительном исполнении Отара Кунчулия. Настоящий предводитель народа евреев, грозный в гневе и снисходительный в милости. Но все же, как мне кажется, главный герой в этой опере – это народ. И это было очень хорошо передано. Я наблюдала за массовкой и впечатлена – ни одного случайного человека, играют абсолютно все , и очень хорошо. Все очень продумано и передано, создано огромное количество разнообразных характеров и судеб, и именно этим удалось передать масштаб трагедии целого народа. И пронзительнейшее исполнение Va, pensiero хором, заключенным за решетку, с девочкой с плюшевым мишкой на переднем плане – вершина этой постановки. Андрейс Жагарис, режиссер спектакля, писал: «Я хочу вызвать у зрителя личные ассоциации, чтобы он был глубоко тронут этой историей и не ушел со спектакля равнодушным». Мне кажется, он добился этой цели, эта постановка не может оставить равнодушным никого. | ||
Надежда Александровна | 03.02.2021 | |
Абигайль вокально необычайно трудна. Она написана для драматического сопрано и требует при высокой тесситуре колоратурной подвижности. Верди писал эту партию для знаменитой певицы, его возлюбленной, а впоследствии жены Джузеппины Стреппони, которая потеряла голос из-за перенапряжения, возникшего от стремления преодолеть вокальные трудности. В нынешнем спектакле партию Абигайль поет молодая обладающая великолепным мощным и отшлифованным голосом Ольга ТЕРЕНТЬЕВА, партия Абигайль требует широкого дыхания, плавного голосоведения, большого диапазона, насыщенности тембра. В нем не предполагается теплоты, но ожидается мощь посыла. У певицы есть все, о чем можно мечтать для этой партии. | ||
Валентина Силаева | 03.02.2021 | |
Немногие вердиевские партии требуют от певицы столь многого, как Абигайль. Ей нужно одновременно обладать подвижностью голоса Нормы, горячим темпераментом Кармен, громоподобной силой Брунгильды. У Ольги Терентьевой все это есть. Своим уверенным и повелительным звучанием она создала яркий образ главной антигероини спектакля. Скачки в две октавы не представляют никакой проблемы для Ольги, сопрано с блистательными верхними нотами, насыщенным средним и нижним регистрами. Но голос артистки становился более мягким в моменты, когда нужно было передать уязвимость и ранимость Абигайль; точно так же она делала в незабываемой партии Изольды в Тристане и Изольда, которую исполнила на крещенском фестивале. Выносливость ее голоса позволила ей сохранить силы до самого финала, где она эффектно сыграла и очень душевно спела сцену смерти Абигайль. | ||
Константин | 11.10.2020 | |
Спасибо огромное за спектакль! Меня удивила и потрясла Абигайль - Ольга Терентьева. Много раз был на Набукко. В Италии, Германии. В Мариинке и Большом. Но такого исполнения не слышал. Блестящие переходы от нижних нот к верхним. Нет в голосе напряжения, усталости. Шикарная техника, колоратура. Актерская игра на высоте. От гиены до вдруг нежной девочки которая любит поплакать и снова она становится Фурией. Желаю Ольге покорить мир. | ||
Елена | 07.12.2019 | |
Чудесные мелодии и голоса в нелогично осовремененной постановке Условность сюжетов большинства опер давно уже перестала раздражать мой мозг. Но вот добавление к этой общесмысловой нелогичности «смелых» режиссерских решений порой ставят в тупик. Зачем? Зачем переносить время действия повествования из дохристианских времен в условные времена первой-второй мировых войн. Может оно и ближе по времени, но основные коллизии сюжета связаны с темой, как мне показалось, веры в истинного Бога, а для притянутого периода религиозность совершенно не характерна. Отсюда происходит не оправдание поступков героев, а наслоение несуразностей. По сюжету. Власть из рук в руки переходит моментально: белые и красные — все такие разные... И дело не в истинном завоевании и порабощении, а в предательстве по идейным и корыстным мотивам (темы Павлика Морозова и шекспировского Лира тесно переплелись). По персонажам. Свой среди чужих, чужой среди своих. Это про племянника царя иудеев — Измаила. Ему дается поручение церковнослужителями: стеречь главную заложницу, попавшую в плен дочь предводителя вражеского войска вавилонян — Фенену. Но, как оказывается, в далеком мирном прошлом, когда еще не было войны, и Измаил служил послом в Вавилоне, молодые люди успели познакомиться и влюбиться. Что делает Измаил? Он отпускает пленницу, для этого ему пришлось сразиться с охраной из соотечественников. Как к нему после этого могут отнестись соплеменники. Их ответ: «Убирайся! Ты предал нас и бога. А у предателя нет собратьев!» Возлюбленная Измаила и одновременно дочь Набукко — Фенена. Страдалица по мировоззрению. Ее позиция — слабых нельзя обижать. Измаил ее отпустил, на время она куда-то исчезает, но когда приходит весть, что войско отца одержало победу, она присоединяется к побежденным и принимает их веру. Сестра Фенены — Абигайль — главный отрицательный персонаж. Именно она ведется на заговоры церковнослужителей, чтобы сместить отца и сестру от правления, и встать во главе новопровозглашенного правительства. Заговорщики в кожанках а-ля-Троцкий, Абигайль — то ли комиссарша, то ли служащая вермахта. Скорее второе, поскольку хитростью пытается протащить приказ о казни порабощенных евреев и собственной сестры. В основе поступков Абигайль лежат два основных мотива: личные амбиции и любовь к Измаилу, который слишком увлечен Фененой, чтобы замечать интерес к своей особе её сестры. И наконец, Набукко — тот, чьим именем названа опера. Папа двух столь разных дочек, военачальник вавилонского войска. Чье имя было исторически несколько длиннее — Навуходоносор — но упрощающие всё чужеземцы сократили до такого несерьезного прозвища. Чувствуется, что он воин, а не правитель. Не умеет подбирать заместителей, чуть от трона — сразу переворот. Да еще Бог на него рассержен, за то что провозгласил себя равным ЕМУ! Наказание — приступы сумасшествия. И только после покаяния, рассудок возвращается и волшебным образом возникают верные союзники и соратники. Казнь иудеев отменяется. Все счастливы, кроме Абигайль. Узнав о том, что ее планы полностью разрушены, несчастная принимает яд. Пересказала почти всё. Но слушать оперу надо не ради сюжета, а ради великолепной музыки Верди и ради голосов. Мне было легко воспринимать вещь, хотя слушала ее впервые. Легкость восприятия говорит о мелодичности произведения. Тут много хоров. Подозреваю, что именно ради известного Va pensiero, sull’ali dorate / «Лети, мысль, на золотых крыльях» — хора иудеев оплакивающих свою участь и тоскующих об утраченной родине, и был произведен режиссером декорационно-временной перенос действия. Но мне больше понравился не этот номер, а сцена проклятия Измаила соотечественниками. По темпу очень похоже на Эндрю Ллойд Веббера - сцену казни Христа. Вот представьте себя, идете на классическую постановку, а видите в ней предвестника рок-мелодии. Очень неожиданно и интересно было такое ощутить. | ||
Дарья Сергеева | 06.05.2019 | |
Спектакль 4.05.2019 Великолепная Абигайль в исполнении Ольги Терентьевой! Поражает владение голосом, сразу понимаешь что из всех инструментов голос самый неизведанный, он может творить чудеса, так и у Ольги Терентьевой от проникновенного пиано к мощному форте, бесконечное легато, парящий верхний регистр. Настроение у героини постоянно меняется и Терентьева показывает это голосом. | ||
Людмила | 22.03.2019 | |
Вчера мы были на Набукко Джузеппе Верди. Имя Набукко — это сокращенное имя Навуходоносор, дада, того самого библейского вавилонского (халдейского) царя, чьими руками Бог разрушил Иерусалим, и того, кто, покорив иудеев, угнал их в рабство. И опера как раз о порабощении и освобождении израильтян. Единственное НО: Новая Опера, а точнее режиссер-постановщик Андрейс Жакарс, перенесли действие в 30-40 годы 20го века, когда евреи снова, как и века назад, оказались под угрозой порабощения и уничтожения. Надо сказать, что перемещение оказалось на удивление органичным. Прекрасно показанное состояние евреев, собравшихся то ли в здании крупного вокзала, то ли на станции метро, в попытке укрыться от надвигающегося ужаса, их костюмы, шляпки, обувь — все максимально достоверно передает то время. А в их противниках — Набукко и его людях — легко угадываются представители фашистских режимов. Завершающим аккордом перевоплощения становятся желтые шестиконечные звезды на груди евреев в заключительной картине оперы. Да, перенос оказался удивительно органичным, не осталось никакой недосказанности или непонимания. Ну, и все это на фоне прекраснейших голосов и прекраснейшей игры. Очень понравилось, как сыграла Абигейль, не смотря на то, что она здесь главная злодейка, ее было бесконечно жаль, Борис Стаценко совершенно прекрасен в роли Набукко! Но больше всего мне понравился ХОР! Дада, обычно хор создает фон, на котором происходит главное действие, а здесь, напротив, было ощущение, что все, что происходит с главными персонажами оперы, — лишь декорации, а главный в этой опере — народ! Собственно, не зря же именно ария хора стала неофицильным гимном страны на время ее войны за независимость! Если не были, рекомендую однозначно! Билеты можно брать куда угодно, мы сидели на боковых местах партера, видно и слышно было великолепно! | ||
Павел | 06.10.2018 | |
Спектакль 05.10.18. Очень достойное исполнение. Прекрасный Набукко ( Борис Стаценко). Потрясла вокальным мастерством Ольга Терентьева ( Абигайль) партия исполнена блистательно. Свободный верх, виртуозные переходы от верхних нот к нижним. Очень чисто исполнены каденции, в лирических местах певица пользовалась пиано. А партия то архи сложная. Очень красиво исполнила свою партию Юлия Меннибаева( Фенена). Евгений Ставинский ( Захария) очень тонкий музыкант и исполнитель. За таким народ пойдет хоть на край света. | ||
Ehidna Mau | 03.05.2018 | |
Набукков в чёрно-бело-красном. Наверно я старею. Я начинаю "быстро уставать, когда слушаю металл" и у меня не всегда получается получать - да-да, именно так - наслаждение от высокого оперного искусства, хотя я ещё вполне в состоянии оценить мастерство певца и красоту голоса. На "Набукко" я пошёл ради одной сцены. Вы спросите - неужели ради хора рабов-иудеев, и я отвечу, что таки да, именно ради этого. Уже много лет в моей памяти эта музыка живёт как нечто мощное, способное потрясти небо и землю своими могучими звуками. Но одно дело слушать её в записи и в юности, живьём всё звучит по-другому... А ведь один раз я уже через такое проходил. Когда лет двадцать без мелочи назад услышал живьём Вагнера. Я ожидал явление блистающих валькирий и Древних Богов, а услышал... Ну да, это было... Как бы так сказать... Это было "мило". Да, временами душа воспаряла, но я не чувствовал той мощи, которая должна сопровождать какого-нибудь великого Одина или кто там был ещё. Это как разница между "Чёрным кофе" (при всём уважении) и Джудас Прист. Так вот, приблизительно такие же чувства я испытал в тот вечер в зале "Новой оперы". Может быть потому что я действительно старею, может быть это от недостатка образования, а может потому, что моя душа в тот момент была совсем в другом месте. А поэтому я замолкаю и предоставляю слово "тайному блогеру", который временами видит то, что вижу я, но думает совсем не так как я. Если вам всего 29, вы талантливы и хороши собой, да ещё и живёте в Италии, сможете ли вы искренне плакать о страданиях еврейского народа на реках Вавилонских?.. Думаю, что нет. Вот и малоизвестный Дж. Верди не смог. Поэтому первая его не провальная опера - "Набукко" - такая до неприличия мажорная. Все попытки композитора написать драму разбились о его солнечное дарование. Поэтому слушать оперу, в которой весь будущий ансамблевый гений Верди уже расцветает зримо , одно гедонистическое удовольствие. Пир для ушей меломана. Особенно, если поют восхитительные солисты "Новой оперы". Отдаю должное сценографии и цветовой гамме : черный - белый - королевский красный. Режиссер всеми силами старался соответствовать драматическому либретто! Идеально сценическое движение всех персонажей повествования про вавилонского царя Навуходоносора, так панибратски названного итальянцами просто Набукко ;) Но - все же, все же - как всегда в Новой! - голоса! Роскошные голоса солистов и хора, и безупречный оркестр. Вечер был незабываемым. Мораль - если на меня что-либо не произвело впечатления, это значит только одно - это не произвело на меня впечатления по тем или иным причинам и в данный момент. Но соглашусь с "тайным блогером" - пир для ушей меломана имел место быть и это было хорошо и хорошо весьма. И поэтому - аплодисменты! | ||
Мадикен | 24.04.2018 | |
Опера слушается легко. С моего места была видна оркестровая яма и общение дирижера Евгения Самойлова с оркестром. Оно было настолько выразительным и с юмором, особенно касательно духовых, что я невольно отвлекалась от происходящего на сцене. Оркестр, несомненно, был в ударе ) Опера идет на итальянском языке, что прекрасно, потому что этот язык очень певуч. За тем, что происходит можно следить по субтитрам и либретто, но сюжет достаточно простой, поэтому вопросов у меня не возникло. Действие, как водится, перенесено в более позднюю эпоху, видимо, во времена Муссолини, хотя точных параллелей нет. На мой взгляд, это никак не повлияло на восприятие постановки, даже наоборот сделало ее более осмысленной и современной. Я не самый большой знаток музыки, но мне показалось, что исполнители пару раз «дали петуха», что немного расстроило. Порадовали массовые сцены, хоровое оперное пение – это впечатляет. Музыка настолько проста и изящна, что на эту оперу может пойти и получить удовольствие даже самый неподготовленный зритель. | ||
Марина | 10.11.2016 | |
Прекрасный спектакль. Хор выше всяких похвал! | ||
Елена | 26.04.2015 | |
Ну, слава Богу, обошлось без стриптиза как у Тителя в "Травиате", откуда вынуждены были убежать прямо из зала ! Оркестр и исполнение впоЛне приличные. А вот постановка опять неудачная. Все хотят сравняться с Мейерхольдом и Прокофьевым. Ну не получается никак! Смотреть и грустно и смешно. Опять всех спас великий Верди. | ||
Ольга Влк | 12.09.2013 | |
ШИКАРНО И ОЧЕНЬ ДОСТОЙНО! Всё! Вокал супер! Хор шикарен! На очень высоком уровне сделано и отточено. | ||
Anna_Geo | 06.04.2012 | |
Спектакль 05.04.2012. Я зритель очень требовательный, смотрю много оперных спектаклей, как в записях так и в живую, не только в России, но и за границей. Мнение о спектакле такое - очень качественная и стильная постановка. Костюмы, декорации, режиссура, понравилось все и очень. Были шероховатости, но незначительные. А вот исполнение было просто шикарное!!! Белецкий как всегда на высоте, вокал отличный, актер выше всяких похвал. Открыла для себя новую исполнительницу - Марину Нерабееву, очень виртуозно владеет голосом и актерские данные есть. Васильев очень нравится, тенор один из лучших в Москве и просто красавец! Спасибо Новая опера за Набукко, спасибо за Верди! все-таки Верди - это глыба! | ||
Мария | 23.09.2009 | |
22.09.2009. Отличный спектакль сильные солисты. Интересная интерпритация оперы. Очень интересно. Музыка конечно Божественна. Хор на высоте.Видно очень постарались. Спасибо. | ||
Алексей | 14.05.2007 | |
Удивительная опера! Все первое действие группа лиц, одетых в еврейские платься, пели, в основном, по-итальянски с русским акцентом на станции немецкого метро. Это незабываемо! С нетерпением дожидался антракта, чтобы, наконец-то уйти. Периодически толкал свою спутницу под локоть, когда она начинала откровенно засыпать. | ||
ovk | 25.01.2007 | |
Божественная музыка, любимый театр, блестящий хор, хорошие солисты. Самойлов, Попович - Браво!!! При этом непонятная и никак не связанная с музыкой постановка.Кажется ( надеюсь, что это не так), что постановщик не знает когда и зачем великий Верди написал эту вещь. Вавилон - станция "Парк Культуры" - ? Никогда на этой станции не преследовали евреев. Личные взгляды на историю 20-го века постановщиков из недавно образовавшегося государства никак не связаны ни с великой музыкой, ни с историей создания замечательной оперы. Так что, закройте глаза, слушайте и наслаждайтесь | ||
|