Совсем недавно в афише театра имени Гоголя появилось новое название: режиссер Сергей Виноградов поставил спектакль "Други игрищ и забав" по рассказам Василия Шукшина. Сергей Виноградов принадлежит к тому поколению, для которого время героев Василия Макаровича воспринимается как некая социалистическая экзотика, которую уже и более взрослые люди начинают забывать, а молодые не помнят вовсе. Наверное именно потому с такой скрупулёзностью представлены на сцене реалии тех лет: старый телевизор, ламповый проектор, столы, лавки, фото на стенах, занавески (сценография и костюмы Анна Алямова и Полина Фадеева). А Рассказчик (Александр Хохлов) предваряет каждый рассказ кратким вступлением о дефиците, связках туалетной бумаги через плечо, фарцовщиках, колбасных электричках и прочей незнакомой молодежи мишуре. Но рассказы Шукшина совсем не об этом, они о душе. О душе людей из русской глубинки середины 20-го века. Писатель сам частичка этих людей, потому как вырос среди них, а потому глубоко их чувствовал, понимал, любил и жалел. В спектакль вошли семь рассказов Василия Макаровича. Чуть лукавая улыбка доброго любящего взгляда автора пронизывает каждый рассказ, их инсценировки невозможно смотреть безучастно, от происходящего на сцене возникает ощущение живого прикосновения к живым людям. Каждому из актеров, участвующих в спектакле, досталось по нескольку ролей, часто абсолютно противоположных и непохожих по возрасту и характерам. Например, прекрасная молодая актриса Мария Лапшина очень достоверно примерила на себя роли вальяжной официантки (Случай в ресторане), скрытной, но глубоко чувствующей Ольги (Приезжий), неуверенной в себе Светы (Други игрищ и забав), немой сестры (Степка). А героями опытного актера Александра Зотова стали интеллигентный Старик, служитель цирка, председатель колхоза и простой мужик. Но спектакль "Други игрищ и забав" для меня оказался настоящим бенефисом Владимира Яворского. Его герои совсем не идеальны, абсолютно не приукрашены, взяты из самой гущи провинциальной русской жизни, они просты и абсолютно естественны, симпатичны и удивительно жизненны. Владимир Яворский создал убедительные образы, когда веришь, что вот только так и мог говорить, так поступать тот или иной его персонаж. В каждом его герое своя изюминка, в каждом проявляется нечто удивительное. Когда зрители только входят в зал, их приветствует с телеэкрана сам Шукшин, неспешно рассказывающий о своей жизни, о героях своих произведений. И его предельная правдивость, острый глаз, чуткое сердце и особенное мастерство слова, ведет нас весь спектакль от рассказа к рассказу, от одного персонажа к другому, от одной судьбы к другой.
|