В последнее время значительную конкуренцию ведущим московским театрам стали создавать камерные пространства, в их числе, открытое в мае 2021 года на ул. Казакова 8, стр. 3 «Пространство ВНУТРИ». Практически на всех спектаклях, идущих в нем, «яблоку негде упасть». Так было и на спектакле «Квартира Коломбины», премьера которого состоялась в 2019 году в театре «На Малой Бронной», который недальновидное новое руководство этого театра сняло с репертуара. И вот спектакль, поставленный молодым режиссером Екатериной Дубакиной по одноактным пьесам Л.С. Петрушевской, возродился на новой сценической площадке! Четыре маленькие пьесы, соединенные в один спектакль, рассказывают совершенно разные и вместе с тем одинаково грустно-смешные истории о несчастных людях, обитающих в московских домах. О бесконечном, беспросветном одиночестве каждого из персонажей. Все сюжеты построены на реальных жизненных событиях их прототипов. В их основе истории, подслушанные когда-то самой писательницей. «Любовь»,«Лестничная клетка», «Анданте» и «Квартира Коломбины». Они были написаны Людмилой Стефановной в разные годы, а затем объединены автором в цикл под общим названием «Квартира Коломбины». Каждая пьеса - завершенное художественное произведение, отличное от других по жанру, сюжету, действующим лицам. «Любовь» – лирическая комедия, «Лестничная клетка» – сценическая метафора, «Анданте» – эксцентрическая комедия, «Квартира Коломбины» – фарс. «Это сложный абсурдистский материал, в каждой пьесе есть своя загадка. Было непросто очеловечить эти истории, потому что они написаны о конкретных вещах, но абсурдным языком. Нужно было раскодировать этот абсурд, сделать его понятным зрителю» (из интервью Екатерины Дубакиной). И ей это, безусловно, удалось. Хотя мне остался непонятен сюжет «Лестничной клетки», который режиссер зачем-то сильно сократила (пришлось дома почитать, что же это все-таки было). В спектакле просто изумительная и очень необычная сценография. Вся сцена в больших белых сферических фигурах, над сценой – тоже шары (художник Вера Николаева). Среди них и внутри их и обитают актеры. Каждый находится как бы на своей планете или, если хотите, в своей скорлупе, в которой так удобно спрятаться от окружающей действительности. Все персонажи спектакля эфемерны, и художник подчеркивает это, одевая их в почти прозрачные белые курточки, на которых считываются наклейки, говорящие о хрупкости тех, на ком они надеты. Сквозной нитью через все истории среди то ли людей, то ли кукол, иногда даже говорящих на своем выдуманном языке, как в пьесе «Анданте», проходит лишь один реальный персонаж. Это героини, блистательно сыгранные Верой Бабичевой. Четыре абсолютно разные, но такие живые, женщины – от сварливой тещи Галины Ивановны в пьесе «Любовь» до любвеобильной эпатажной Коломбины Ивановны в «Квартире Коломбины». Одна актриса в образе четырех женщин страдает, ненавидит, пытается всеми силами защититься от подлости и предательства, просто выжить в этом наполненном искусственными ценностями мире! Вера Бабичева проносит через весь спектакль мотив неприкаянности, ненужности никому каждой из ее героинь, как бы их ни звали: Галя, Аурелия или Коломбина… Браво!!! Вместе с Верой Бабичевой дерзко и ярко играют неизвестные мне молодые актеры, фамилии которых, прочитанные на сайте, к сожалению, ни о чем мне не говорят (за исключением не игравшего в этот вечер Дмитрия Сердюка): Таисия Ручковская, Дмитрий Сердюк, Дмитрий Варшавский, Максим Шуткин, Егор Барановский, Ольга Вяземская, Юлиана Варшавская, Илья Ждаников. Спектакль был принят зрителями «на ура». Театровед Павел Руднев в своей книге, говоря о творчестве Л.С. Петрушевской, написал, что «Русский театр перед нею до сих пор в неоплатном долгу». Поэтому замечательно, что в последние годы вновь возрос интерес к ее пьесам и молодые режиссеры, в числе которых и Екатерина Дубакина, ставят по ним весьма интересные спектакли, на которые приходят (да что там, просто ломятся!) люди всех поколений.
|