В последнее время я часто цитирую строки из интервью Олега Басилашвили, о том, что современными режиссерами движет «желание не прочесть пьесу, а показать, насколько оригинальна собственная фантазия». Ярким доказательством правоты его слов служит последняя премьера в Театре Романа Виктюка – спектакль по мотивам поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Художественный руководитель театра – Денис Азаров выдал в нем на-гора все идеи, накопившиеся в его голове. Перед походом в театр я прочитала, что пишет пресса об этом спектакле. Диапазон мнений критиков крайне широк - от «оглушительной неудачи» до «феерического шедевра». Я больше склоняюсь к шедевру. «Игра» Дениса Азарова, на мой взгляд, «стоила свеч»! Следить за происходящим на сцене на протяжении всех трех часов было весьма интересно. Очень сложная, многоуровневая сценография (художник Николай Симонов). Внизу — грязный подземный переход, исписанный бесконечным граффити. Над ним - перрон с табличкой «г. NN», повернутой к зрителю обратной стороной. Здесь же тоннель, согласно программке - это «временной портал, где могут проноситься новейшие «Сапсаны», а может пролетать Птица-тройка». Спектакль густонаселенный. Исполнение всех ролей (даже тех, которые без слов) в нем просто филигранное. Помимо известных гоголевских персонажей,– Манилова (И. Иванович), Ноздрева (Д. Голубев), Собакевича (Д. Жойдик), Плюшкина (Д. Бозин) и Коробочки (Л. Погорелова) и их домочадцев, зрители увидят и бывших одноклассников и коллег Павла Ивановича Чичикова (И. Никульча, П. Третьяков, К. Авдеев и Н. Абдрахманов), которых появившийся в инсценировке Ольги Никифоровой следователь с заимствованным у Ф.М. Достоевского именем -Порфирий Петрович (И. Степанов) будет с пристрастием допрашивать, всеми силами стремясь расследовать дело проходимца, скупавшего мёртвые души. А еще на сцене будет очень много реальных «мертвых душ» - так обозначены в программке актеры, изображающие полуживое бытие уездного городка NN. Ну и, конечно же, главный персонаж, на роль которого был приглашен обаятельнейший Сергей Епишев, и его «свита» - Селифан (С. Лапин) и Петрушка (Д. Тадтаев). Визиты к помещикам отходят в этом спектакле на второй план. Зрителю здесь «во всей красе» показывают провинциальную Россию с ее чиновничеством, взятками, коррупцией, воровством и безнаказанностью. Россию, в которой с описанных Гоголем времен ничего не изменилось… «Русский человек может быть святым, но не может быть честным». Оттеняя происходящее, со сцены в изобилии звучат неведомые народные песни, сказки, былины и заговоры, собранные труппой во время экспедиции в Нижегородскую область. Их современную обработку в жанре электро-фолк сделал композитор Вадим Каверин и звучат они так, что способны вогнать зал в транс. Как их исполняют актеры!!! Это надо слышать! Одна из самых ярких сцен – обряд оплакивания невесты, дочери губернатора (М. Дудник), уготованной в жертву Чичикову, которую условно хоронят для девичьего мира. Однако, при общем настроении беспросветности Азаров все-таки дает своему зрителю и возможность посмеяться. С таким гротеском играет свою роль Людмила Погорелова, что не улыбнуться, глядя на ее Коробочку, вы, при всем желании, не сможете. Так же, как и слушая диалог Дамы, приятной во всех отношениях (М. Казначеева) и Приятной Дамы (А. Просвирова). А чего стоит бал у губернатора (А. Семенов), превращённый в пьяную дискотеку «мертвых душ» с исполнением «Зеленогинстлазого такси»!!! Думаю, что эту постановку интересно будет посмотреть не только поклонникам ТРВ. В зале было очень много молодежи, и это радует. Надеюсь, что спектакль дал им достаточное количество «пищи для ума».
|