"Дом Бернарды Альбы" - последняя оконченная драма Федерико Гарсии Лорки - через два месяца он погиб. Автор писал, что в основу этой пьесы положены действительные события, которые воспроизведены с документальной, фотографической точностью, ведь главная героиня когда-то жила рядом с домом Гарсиа Лорки в селении Аскероса. Яркие воспоминания детства подтолкнули поэта на создание этого мощного произведения: время действия - начало XX века, место - небольшая деревушка на юге Испании. Пьеса Лорки о бунте женщины, вынужденной жить в рамках условностей ставилась бесчисленное количество раз в театрах всего мира, известно более десяти экранизаций, на этот сюжет существует опера, несколько балетов, а недавно я увидела и пластический спектакль, поставленный Ангелиной Станкевич в театре пластической драмы "Pygmali_on". Меня всегда поражает, как хореографам удается произведения, в которых сюжет, чувства, мысли героев раскрываются нам через слово, перевести на язык жестов и пластики. Причем перевести так, что суть драмы проникает в души зрителей наикратчайшим путем. Именно так и произошло на спектакле "Дом Бернарды Альбы" театра "Pygmali_on": за один час и двадцать минут, актеры рассказали нам все про героинь пьесы Гарсиа Лорки. Действие спектакля, как и действие пьесы происходит в четырех стенах: над сумрачным пространством довлеет громадный крест и переплетение веревок, тянущихся к невидимым колоколам, как символы паутины, которой опутала Бернарда своих дочерей. Бернарда Альба в исполнении Татьяны Ворониной получилась жесткой, мощной и трагичной. Дочерей она губит, уверенно следуя семейной традиции, не задумываясь, как когда-то погубила ее собственная мать. Служанку Понсию играет Натали Криворучко. Ее Понсия казалось бы серое существо, но она дергает за внутренние струны действия. Понсия вне морали и аморальности, вне любви и ненависти. Она равно предана хозяйке и равно готова ее обманывать, наушничать и скрывать тайны. Но главная героиня спектакля конечно же бунтарка Адела (Марина Магденко). Она признается во всеуслышание в своей любви к Пепе Римлянину. Она заявляет: "Я не хочу жить взаперти. Я не хочу засохнуть, как все вы". Лорка создал пьесу, в которой нет мужчины (вернее, образ мужчины есть, но на сцене он не появляется). Но в спектакле театра "Pygmali_on" Пепе Римлянину отведена заметная роль. Да и как в балете можно обойтись без любовного адажио? Пепе в исполнении Тихона Васильева мужественен, силен, красив. Не удивительно, что в него влюблены все дочери Бернарды Альбы, но только Адела безоглядно кидается в его объятья. Главной эмоцией, заполняющей все пространство спектакля, становится желание, властное, неотступное, неистовое. Спектакль, как и пьеса заканчивается трагически. Сугубо женский корабль дома Альбы дал трещину и идет на дно. Но придет ли кто-нибудь на помощь отчаявшимся дочерям Бернарды...
|