Я редкий гость на оперных постановках, но на прошлой неделе, волею случая, оказалась в Театре «Новая опера» им. Е.В. Колобова на опере «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти, входящей в тридцатку самых исполняемых опер и, как выяснилось позже, одной из самых сложных в мире!!! Большую романтическую оперу бельканто (итал. bel canto - «красивое пение», в опере - техника виртуозного пения) поставил на этой сцене три года назад немецкий режиссер Ханс-Йоахим Фрай. Либретто этой оперы основано на историческом романе Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А поведала ему эту историю его двоюродная бабушка. Действие трагической любовной истории, виной которой являются все те же междоусобные распри, происходит в 16 веке в Шотландии. Сколько же безвинных молодых жизней они унесли, но и сколько же бессмертных сюжетов благодаря им было создано!!! Здесь непримиримыми врагами выступают брат Лючии – лорд Энрико Эштон, владетель Ламмермура и Эдгар Равенсвуд (чьей семье ранее принадлежал этот замок). Лючия и Эдгар любят друг друга и тайно встречаются. Однако, у Энрико другие планы на сестру – в надежде поправить свои расстроенные дела он уже обещал ее руку богатому лорду Артуру Бэклоу… Ну, а дальше Энрико пускает в ход для достижения заветной цели все свое коварство, приведшее к трагической развязке – Лючия сходит с ума, в припадке безумия убивает лорда Бэклоу и затем умирает сама, а безутешный Эдгар кончает жизнь самоубийством. В общем, как говорит персонаж Семена Фарады в фильме «Формула любви» - все умерли. Кроме виновника трагедии Энрико, но тот вроде как раскаялся в содеянном. Но вернемся к спектаклю Ханса-Йоахима Фрая. Режиссер здесь абсолютно точно знает, что делает, он расставил именно те акценты, которые нужно ставить в такой опере. Его спектакль статичный, монохромный, ничто в нем не отвлекает зрителя от возможности наслаждаться музыкой – а здесь и прекрасный оркестр (музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Волосников), и прекрасный хор, и неповторимые голоса солистов!!! Главный элемент сценографии – огромные темно-серые ворота, которые периодически открываются, и за ними каждый раз появляется какой-то новый вид - то большая лестница, то пейзаж, то старинный замок... По замыслу художника-постановщика спектакля, петербуржца Петра Окунева, все персонажи оперы делятся на группы по цветовому решению их костюмов. Лючию и Эдгардо он одел в золотое. Красный – цвет отрицательных героев. Второстепенные персонажи, окружающие главных героев, одеты в серое. И мельтешит у зрителей в глазах во время массовых сцен от обилия красного цвета… Вот только я не поняла, почему в красное одели и несчастного лорда Артура Бэклоу? Безусловное достоинство этой постановки – исполнители главных ролей. Ирина Костина, не только безупречно (на мой взгляд) справилась с самой сложной партией для сопрано, которая когда-либо существовала - сценой сумасшествия Лючии, которая требует от исполнительницы невероятно виртуозных технических моментов (как я узнала из Википедии), но и показала себя превосходной драматической актрисой. А вот Алексей Татаринцев выглядел неубедительно в роли Эдгара, возлюбленного Лючии. Но, как сказал в одном из интервью Дмитрий Волосников, - «На бельканто ходят ради голосов». А к вокалу этого исполнителя никаких претензий быть не может. Меня же просто покорил в этот вечер Павел Яновский в роли Энрико!!! Голос - свободный, сильный и красивый. Как он держался на сцене, как выразительно вел свою роль! Я поверила в его раскаяние. Браво! Трагическая средневековая история в серо-красно-золотых тонах в этот вечер никого в зале не оставила равнодушным! Зрители ее оценили по достоинству и горячо аплодировали артистам и музыкантам!
|