С душевным трепетом входила я в пространство на Поварской, где с 1986 по 2001 год Анатолий Васильев создавал свои легендарные спектакли. Долгое время это святое место пустовало, а теперь здесь находится третья сцена ЦДР, к открытию которой Владимир Панков поставил грандиозный спектакль "Скоморох Памфалон" по повести Николая Лескова. Это духовно зрелое и сильное произведение о смысле человеческой жизни Панков превратил в синтетическое действо, полное подтекстов и метафор. Спектакль длится более шести часов и обрушивается на зрителей с силой и мощью ниагарского водопада. Эту постановку невозможно смотреть с холодным носом, анализируя смыслы и мизансцены. Все равно мозг не вынесет нагрузки и попросит пощады. Надо отдаться на волю режиссерского замысла и впитывать происходящее через поры сразу же вглубь организма. Тогда спектакль прорастет в вас на второй или третий день прекрасным цветком понимания и осознания. В спектакле задействовано шестьдесят человек, чуть больше зрителей в зале. Узкая сцена , то оставляет нас наедине с главным героем, то заполняется толпой. Здесь смешались куклы , люди, монахи, монархи, политики, музыканты, клоуны, светские банкеты, благотворительные общества, телевизионные ток-шоу и византийские песнопения. Владимиру Панкову становится тесно в рамках повести Лескова и он привлекает себе в помощь Шекспировского "Гамлета" и его же "Ромео и Джульетту", инсценирует убийство Авеля Каином и добавляет в этот крутой замес фрагменты жития Симеона Столпника. В спектакле совсем нет декораций - главная декорация само пространство студии на Поварской, столь гениально воплощенное Анатолием Васильевым и Игорем Поповым в здании ШДИ на Сретенке. Действие Скоромоха Памфалона то разворачивается буквально у ног зрителей, то возносится под арки второго этажа, а над всем этим действом парит потолок, расписанный Игнатием Нивинским, и столь безусильно переносящий нас в Византию и Дамаск. Из реквизита на сцене лишь дощатые столы и лавки, лестницы и веревки. Веревки - мощная метафора, придуманная Панковым. Ими спутывают и связывают, распинают и объединяют. Веревки символизируют испытания и страдания, а так же родство и подобие. Все актеры и музыканты, участвующие в спектакле, существуют в едином полифоническом действе, у каждого своя тема, темы сливаются и переплетаются напоминая звучание симфонического оркестра. А какие в этом спектакле участвуют замечательные актеры! Хочется непрерывно следить и следить за каждым из них, но сменяется мизансцена, а с ней меняются и роли. Почти каждый из актеров появляется в нескольких образах и каждый раз это удача. Сколько же таланта, фантазии и сил было приложено для создания этого полотна. Жаль, я не успела увидеть спектакль "Скоморох Памфалон", когда в нем участвовал незабываемый Игорь Ясулович, но в постановке жив его голос и в финале актеры с благодарностью кланяются его портрету, высветившемуся на стене.
|