Театр "Арлекиниада" существует тринадцать лет, а число тринадцать многие считают несчастливым. В афише театра семь спектаклей – число семь почти все считают приносящим счастье. Попала я в этот театр впервые, но зато на самую свежую премьеру и режиссерский дебют актрисы Маргариты Быстряковой, и надо вам сказать, удачно попала. Спектакль "Лю-би-ли", как собственно все искусство, посвящен любви, но на моей памяти впервые случилось, что любовь на сцене столь тщательно изучали в самых ее разнообразных проявлениях. А в спектакле ее препарируют, расчленяя на мельчайшие клочки, рассматривают через мощный микроскоп и предъявляют результаты исследования зрителям прямо здесь и сейчас. Так что содержание полностью соответствует расчлененному названию. Спектакль очень красив, хотя сценография насыщена шарами, и только шарами – начинается с них и ими заканчивается. Это шары – планеты, футбольные мячи, воздушные шарики и некие философские сущности. Шар есть совершенство формы. Идеальную форму шара можно представить только гипотетически. Воссоздать же ее не представляется возможным. Так же невозможно, выпарив лишнее из пробирки, получить в ней квинтэссенцию Любви. Получить невозможно, но почему бы не попробовать. И четверо актеров, Софья Володчинская, Алексей Душевин, Павел Далидан и Маргарита Быстрякова, бесстрашно кидаются в пучину любовных исследований. Исследуется любовь детская и материнская, любовь с точки зрения мужчин и с точки зрения женщин, свободная любовь и любовь, связанная узами семьи, любовь счастливая и жестокая, любовь, приносящая радость, и любовь, приносящая боль. Четверо актеров не одиноки на сцене, их поддерживают и дополняют восемь танцоров, своим телами создающие эфирные силы, призванные подчеркнуть сюжетные повороты. У актеров нет заранее определенных ролей, они ежеминутно, как ртуть, рассыпанная по полу, соединяются в неожиданные цепочки, распадающиеся от легкого прикосновения. Актеры появляются и в роли исследователей в защитных комбинезонах и в роли исследуемых, каждый из которых так жаждет тепла и счастья. У каждого свое представление о любви, свои требования к ней, но любовь, как вода, вытекает из треснувшего кувшина, разбитая посуда не хранилище для любви. Да и самую изысканную вазу любовь может отвернуть, но прорасти прекрасными цветами в глинистой луже. Вы уж меня простите, но это все не я придумала, все это я увидела в спектакле "Лю-би-ли" театра "Арлекиниада". Спектакль идет больше трех часов, режиссер замахнулась на нечто столь глобальное, что мало будет и суток. На зрителей обрушивается Ниагара образов, находок и размышлений. Зрительские силы и зрительское внимание конечны. И даже замахнувшись на необъятное, всегда приходишь к финалу.
|