Сколько бы Достоевского не ставили, все равно объять его произведения целиком и докопаться до самой сути практически невозможно. А потому любой спектакль, любые фантазии на темы Федора Михайловича я приветствую и стараюсь их не пропускать. Именно потому я и оказалась вчера в Малом зале Электротеатра Станиславский на "Идиотологии". Думаю, не каждый и не сразу сообразит, прочитав название, что режиссер Клим Козинский в своем спектакле решил докопаться до глубин романа "Идиот". Правда, в аннотации значится, что спектакль основан не только на «Идиоте» Фёдора Достоевского, но и «Монадологии» философа Готфрида Лейбница. По образованию я математик, а потому с Лейбницем знакома только через дифференциалы и интегралы, а с философией у меня никак. Но от этого на "Идиотологию" еще больше манило. Однако в спектакле от Лейбница-философа оказались только клочки, или я не опознала тончайшие интегрирующие аспекты. В результате к монадам я отнесла зеленого человечка (в программке он значится как Людоед), задушенного Лебедевым (Олег Бажанов), и паука, хотя, возможно, это был клещ на спине Радомского. Кстати: клещ тоже пытался Евгения Павловича задушить. Так что философия оказалась весьма душевной. А вот с Достоевским было все в порядке: текст звучал оригинальный, характеры сделаны интересно. Спектакль как лоскутное одеяло соткан из отрывков "Идиота", причем лоскутки подбирались режиссером по его собственному вкусу, но получилось вполне ярко и гармонично. Для меня "Идиотология" стала бенефисом двух актрис: Елены Морозовой в роли Настасьи Филипповны и Анны Даукаевой в образе Аглаи. Сначала нам были предложены их сольные выступления, а во втором действии они сошлись в жестком спарринге. Морозова в рыжем парике и Даукаева в черном, как шахматные королевы, вышли на бой, в котором ничья невозможна - только победа. Настасья Филипповна у Морозовой получилась ни на кого не похожей. Она женственна, изящна и как будто отделена от остального мира прозрачным экраном. Она не рвет страсти на части, как предыдущие исполнительницы этой роли, а томно наблюдает за происходящим холодным взглядом исследователя. Создается впечатление, что собственная судьба ее давно не интересует, зато интересует происходящее вокруг, но так - мимоходом. Аглая Дукаевой решительно выходит из юбки, как из детства, вступая в неравный бой с Настасьей Филипповной. Аглая умна, образована, но горяча, а в любом бою холодный разум - путь к победе. Хотя Барашкова и не стремится победить. Она забавляется с Аглаей как кошка с мышкой. В этой схватке Мышкин (Павел Кравец), Рогожин (Денис Бургазлиев) и Радомский (Евгений Самарин) лишь рефери, оценивающие бой, но не бросающие полотенце на ринг. В общем - интересно. Дизайн сцены и костюмов от Анастасии Нефёдовой – еще одно явное достоинство спектакля. Перед нами два действия - два мира. После антракта мягкая зеленая лужайка сменяется голой землей, залитой кровью. И телефонная будка из СССР. Через нее, как через временной портал, выходят к нам действующие лица спектакля. Да! Еще же Магритт! Его фанаты будут довольны. В спектакле столько отсылок к его картинам. Но это и по фотографиям понятно. Так что есть несколько причин, чтобы потратить два часа двадцать минут и посмотреть спектакль "Идиотология" в Электротеатре Станиславский.
|