Немногие пешеходы сворачивают с оживленного Арбата в Калошин переулок. Из них единицы заходили вчера в подъезд Дома Актера. Никогда не видела фойе Дома с Рыцарями столь полутемным и пустынным. Пришедшие сообщают охраннику пароль "Галич" и получают инструкцию, как найти место встречи. По коридорам нас ведут таблички с надписями "Театр+ Квартирник" – и вот мы на месте. Похоже на сходку тайного общества, но это зрители, всего лишь пришедшли на спектакль "Галич" Театра+. Никогда раньше я не углублялась в паутину переходов Центрального Дома Актера, никогда не бывала в уютной гостиной, куда нас привели указатели. А что привело каждого? Интерес к творчеству барда, зрительское любопытство, приглашение от друзей? У каждого из пришедших свой ответ, но главное, что мы там собрались. Приглушенный свет, мягкие диваны, шампанское и шоколадки создают особую атмосферу квартирника. Пишущая машинка, старый телефон, раскладушка и вид на мрачную стену двора-колодца сгущают атмосферу ожидающего нас действа. И вот на сцену – да, собственно, какая здесь сцена, так, два шага от зрителей до стены – выходит актер Павел Галич, внук того самого Александра Галича, и спектакль начинается. Не знаю, кого как, а меня этим вечером в Дом Актера привело уважение к любимым, но, увы, ушедшим от нас людям, для которых баллады Александра Галича стали когда-то глотком правды и форточкой в свободу. Начав свою творческую жизнь как успешный драматург, Александр Галич лишь последнее ее десятилетие отдал поэзии, которая и отблагодарила его бессмертной славой. То, что сейчас является хотя и безусловно трагичным, но известным и даже само собой разумеющимся, в 1960-е годы воспринималось как шок. Поэзия Галича невероятно болезненна даже тогда, когда она просто высмеивает недостатки советской жизни, а что уж говорить о теме лагерей... Галич говорил и пел о том, о чём шептались, но про что многие уже хорошо знали. Политические репрессии, лицемерие власти, цензура, духовный кризис интеллигенции, бытовые трудности и абсурдность повседневной жизни – темы его баллад. Стихи и песни Александра Галича – это прежде всего знак невероятного мужества идти против власти и говорить то, что считаешь правдой. Павел Галич ведет с нами разговор от лица своего деда, звучат строки из дневников и воспоминаний, стихотворения и, конечно же, песни. Иная внешность, голос, манера исполнения, но боль, режущая сердце, отзывается в генетической памяти внука. Облака плывут в Абакан, не спеша плывут облака… - один из первых голосов, донесшийся до потрясенного слушателя оттуда, где разменивали личную трагедию на двадцать лет лагерей. Ой, Караганда, ты, Караганда... – тема искалеченного детства, тема искалеченной жизни... Кажется, что то время ушло, и творчество Александра Галича сегодня интересно лишь теоретикам, копающимся в бездонной теме СССР, но история сделала очередной виток, спираль приблизилась к исходной точке. Дай бог, чтобы темы, прозвучавшие в этот вечер, остались лишь на страницах учебников и воспоминаний. Дай Бог.
|