За последнее время я посмотрела несколько спектаклей по биографиям (или эпизодам биографий) известных людей, и уже несколько раз у меня сложилось впечатление, что на сцене были эти самые люди собственной персоной, а не актеры, играющие их. Невероятно!
Мне нравятся песни Эдит Пиаф по многим причинам. Во-первых, благодаря их музыкальности, они так цепляют слух, что хочется их постоянно переслушивать и подпевать. Во-вторых, обожаю песни на французском языке, считаю этот язык особенно необычным и привлекательным. Но не так давно у меня появилась третья причина - я посмотрела спектакль "Эдит Пиаф. Гимн любви" в Театре на Малой Ордынке, который раскрывает освещает некоторые стороны жизни знаменитой Эдит Пиаф. Пиаф, кстати, является псевдонимом и переводится как "Воробышек", видимо, из-за роста Элит в 147 см. Низенькая и хрупкая женщина с по-настоящему несчастливой жизнью, но с несгибаемым стержнем внутри. Когда узнаешь о человеке больше, иначе начинаешь смотреть и на его творчество. Любовь, боль и музыка, - неразлучное трио Пиаф...
Главную роль играет Ирина Зайцева, еще ее называют Русской Пиаф, и это неспроста. До этого спектакля она уже неоднократно играла в спектаклях и фильмах про Эдит Пиаф. Не только манера исполнения песен, голос, движения, но и общая внешняя схожесть, а может быть даже сходства жизненных перипетий с французской певицей поражают. А потому, и все происходящее на сцене, кажется, происходит сейчас и по-настоящему, а потому и ранит зрителей в разы больнее. Несмотря на то, что внешность Пиаф была далека от тех, которые привлекают мужчин, личность Эдит была столько уникальна, что в нее невозможно было не влюбиться: талантливая, с прекрасным голосом, с открытой улыбкой. У нее было много мужчин, но принесли ли они ей счастье? И все же она любила, но больше всего - петь. Как говорила сама Эдит Пиаф: "Я пою не для всех - я пою для каждого". И она пела в этот вечер для каждого из нас через Ирину Зайцеву. Что удивительно, многих из этих песен Пиаф я до этого не слышала никогда.
Режиссеры-постановщики Евгений Герасимов и Игорь Афанасьев в своем спектакле "Эдит Пиаф. Гимн любви" не стали распыляться на все значимые моменты жизни "Воробышка", мне кажется, таких слишком много. Эпизод, поставленный в спектакле, словно вырванная из огромной книги страница, которая собрала в себе по кусочкам некоторые стороны Эдит Пиаф - такой, какой она была и на сцене, и за кулисами. Нам показали ее работу с Жаном Кокто, когда она снималась в его фильме. Тогда же она одновременно привлекла к съемкам своего любовника Поля Мериса, чтобы отвлечь от желания стать певцом, которым ему было не стать. Мы увидели ее в годы войны, когда она не страшилась выступать перед нацистами, и этим навлекла на себя гнев французов, а ведь оказалось, что делала она это во благо французов. Мы стали свидетелями, как у нее чуть было не отняли единственное, что она любит - возможность петь.
Спектакль яркий и очень лаконичный. Минимум декораций, красивые соответствующие эпохе костюмы, грамотная работа со светом. Мне очень понравились вставки с эпизодами цирка, светской встречи и кабаре. Словно картинки в книжке, они дополняли постановку яркостью и живостью. Особенно кабаре, очень красочно, задорно. Вот только актрисам, которые готовятся забежать на сцену из зала, было бы правильнее не перешептываться и не хихикать, пока еще на сцене идет другое действие - их болтовня мешает зрителям. Что касается цирка, то работа очень профессиональная - на некоторые, поистине цирковые трюки, не многие артисты, не имеющие специальной подготовки, решатся. А Ирина Зайцева и там вообще была как в своей тарелке - талантливая и бесстрашная. К тому же, клоунада показалась мне некоторым отголоском жизни Пиаф, где все стоят на голове, а она - грустный клоун, который должен всегда улыбаться...
Хочется поблагодарить всех, кто участвовал в этой удивительной постановке и ее подготовке. Актерский состав: прежде всего и всегда на высоте неподражаемую Ирину Зайцеву (Эдит Пиаф), Дмитрия Новицкого (Жан Кокто), Дмитрия Дьяченко (Андре Бигар), з.... |