В конце января 2025 года театральный мир буквально взорвала премьера в Театре Российской Армии. Спектакль "Роман" искушенные театралы и рядовые зрители ждали задолго до его выхода, и все билеты на ближайшие показы расхватали как горячие пирожки сразу, как они появились. Рвение такое вполне объяснимо, ведь, помимо нестандартного угла зрения на известный роман Булгакова "Мастер и Маргарита" и масштабности постановки, на сцене под маской Воланда скрывается Александр Домогаров, а за капюшоном Понтия Пилата - Максим Аверин. Но сюрпризы не закончились и на этом, и дальше я о них расскажу.
Говоря о "Мастере и Маргарите", все стандартно сразу вспоминают Аннушку с маслом, бал Сатаны, Аттракцион невиданной щедрости и другие мистические и юмористические эпизоды произведения на фоне противоречивого советского периода. А говоря о "романе", скорее представляют любовную линию Мастера и Маргариты, нежели недописанную книгу с библейской историей в руках у Мастера. Однако, мало кто задумывается, что линия Понтия Пилата и предательства Иешуа является столь же важной частью произведения - противовесом добра и зла на весах романа Булгакова. Две истории (материальная и духовная), две стороны произведения, сплетенные словно Инь и Ян в одно целое из двух половинок, где зло проникает на светлую сторону, а добро - на темную. Режиссер-постановщик и автор инсценировки народный артист России Александр Лазарев для постановки выбрал духовную сторону и начал свой рассказ с желаний Маргариты, появления Мастера и его сгоревшей рукописи, ведь "рукописи не горят!"
Когда я вошла в зал, в глаза сразу бросились декорации, расположенные в левой половине сцены, правая была абсолютно пуста. В первые же секунды спектакля на сцене появились Воланд (Александ Домогаров), Азазелло (Сергей Федюшкин), Коровьев (Роман Радов), Гелла (Валерия Мисанова), Бегемот (Андрей Кочинов) и Маргарита (Екатерина Шарыкина). Правда, Воланд сидел спиной к сцене, а вот все внимание притягивали к себе красавицы Маргарита и Гелла, а также забавный Бегемот. Но когда я увидела Домогарова, я была поражена. Нет, это не дерзкий насмешливый ожесточенный юркий бес, которого я привыкла видеть в постановках по "Мастеру и Маргарите". Это умудренный опытом и до кончиков пальцев пропитанный скептицизмом Князь Тьмы. Не могла сказать, что за гримом не узнала Домогарова, но грим невероятно изменил его, это потрясающая работа гримера. Кот, кстати, тоже сказочно хорош и похож на меня своим подбородком. Позже на сцене появился и сам Мастер (Константин Днепровский).
Герои выходили в центр зала, но уходили влево. Любопытство к расположению декораций разбирало меня все больше. Однако, я помнила, что "Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов", и по взмаху Воланда пространство раздвинулось во все стороны, пропали стены. Перед зрителями появился огромный валун на фоне огромной полной Луны, стоящий на более остром своем краю, а внутри него выемка, в которой сидел Понтий Пилат (Максим Аверин). Вокруг стояли стражники. Сцена покрылась туманом. Честно говоря, впервые увидела Аверина в спектакле, и поражена до глубины души его талантом, его погружением в роль. Совершенно не представляла его в роли Понтия Пилата, но как же я ошибалась. По мере развития сюжета перед нами появились Иешуа (Дмитрий Ломакин), Левий Матвей (Александр Рожковский), Марк Крысобой (Тимур Орагвелидзе), Иуда (Иван Гришенков). Отдельно хочу отметить Афрания, которого сыграл Николай Козак, очень я люблю этого актера. А также, в Каифе наперекор программке я узнала Андрея Кайкова, что считаю большой неосторожностью - не должен актер, исполняющий комические роли, играть в настолько серьезном спектакле.
Все последующее действие происходило по центру практически пустой сцены, что сделано очень разумно - визуал не отвлекал от текста, внимание фокусировалось на главном действии. Несколько раз на сцене появлялся кабинет Мастера, чтобы напомнить, что мы смотрим, как он пишет роман, а Маргарита помогает ему. А в одном из эпизодов на сцену четыре всадника... |