Пьесу "Крик, или Игра для двоих" Теннесси Уильямса можно смело назвать психологическим триллером, очень глубоким, напряженным, и невероятно интересным для театральной сцены. Вот только для постановки эта пьеса настолько сложная, что у многих режиссеров в итоге получается клиническая картинка, а у актеров неестественное переигрывание. Так, после нескольких неудачных просмотров, у меня и сложились самые негативные, отталкивающие ассоциации, и я уже думала, что это навсегда. Как вдруг передо мной явилась она - афиша спектакля "Крик" Театра-Мастерской Татьяны Стрельбицкой со Стасом Мотыревым и Анной Нахапетовой в главных ролях. В эту секунду крик был у меня, только радостный, я предвкушала хороший спектакль и закрытие гештальта.
Свою идею поставить спектакль по пьесе "Крик, или Игра для двоих" Теннесси Уильямса режиссер Татьяна Стрельбицкая вынашивала около тридцати лет, в воображении выстраивая сценографию, расставляя мизансцены, представляя талантливых актеров, которые смогли бы правдоподобно сыграть персонажей пьесы. Эта постановка была ее мечтой, к которой она шла неторопливо и осторожно, продумывая все детали до мелочей, прокручивая все снова и снова до тех пор, пока пазл не сложился полностью в готовый к жизни на сцене сюжет. Но так вышло, что жизненные обстоятельства диктовали свои условия и сроки, поэтому процесс создания спектакля "Крик" для всех начался очень внезапно, длился всего месяц и ограничился лишь семью репетициями. Это совершенно уникальные сроки для создания постановки такого высочайшего уровня по такой невероятно сложной пьесе! Татьяна один из немногих режиссеров, который на сцене видит непосредственно жизнь, а потому никакие читки с черновиками в руках в ее случае абсолютно неприемлемы. Так что Стас Мотырев и Анна Нахапетова каким-то невероятным образом выучили слова целой пьесы за очень короткое для этого время. У меня в голове не укладывается это все, и мне очень жаль, что я не стала свидетелем, я бы сказала, сотворения этого сценического мира Феличе и Клэр. Но мне повезло увидеть шедевр в рядах первых зрителей на генеральном прогоне.
Пьеса в пьесе (сон во сне, кино в кино) - мой любимый художественный прием, способный перемешать реальное с нереальным, запутать персонажей и зрителей, внести в произведение хаос, страх, недопонимание, а главное - толику безумия. Что нам известно точно, так это то, что главные герои в детстве потеряли родителей, причем, Клэр стала свидетельницей того, как отец убивал мать, и это помутило ее разум. Все остальное больше напоминает игру. Игру для зрителя под названием "Правда или вымысел". На сцене мы видим два параллельно развивающихся сюжета. Первый - два актера, брошенные своей труппой и вынужденные давать спектакль вдвоем, готовясь к выходу на сцену, репетируют пьесу, основанную на их автобиографии, но добавляя новые фрагменты в процессе репетиции, все больше путаются, где правда, а где выдумка, и это замутняет их рассудок. Второй - после происшествия с родителями брат и сестра долгие годы оставались изолированными от общества, и сейчас, наконец, готовы начать контактировать с внешним миром, что также вызывает помутнение. По мере действия сюжеты до такой степени сплетаются между собой, спутываются, сливаясь в один, не совсем логичный, словно это сон, что это вызывает страх, приводит персонажей к еще большей психоэмоциональной нестабильности. Рассудок персонажей играет с ними, подбрасывая фантазию в качестве действительности, и наоборот - правду превращая в вымысел. Границы реальности смещаются до предела, становятся недосягаемы, окончательно теряются из вида. И уже не важно, что правда, а что выдумка, - в какой-то момент в попытках разобраться нет никакого смысла, просто все происходящее воспринимается как данность, чем бы это ни являлось.
Спектакль "Крик" длится чуть меньше полутора часов, и все это время держит зрителей в напряжении. Благодаря сюжету актеры с самого начала будто бы не просто вживаются в роли, а на самом деле погружаются в неустойчивое бредовое состояние, продолжая распространять его в воздухе. Еще до третьего звонка и... |