Часто люди осуждают других за излишнюю чувствительность, мол ситуация или человек не стоят таких переживаний. Но люди разные, и при всем желании невозможно выбрать, кем быть - хладнокровным прагматиком или мечтательным нежным романтиком.
"Позвони мне, позвони, Позвони мне, ради Бога. Через время протяни Голос тихий и глубокий", - Роберт Рождественский. Или вот еще Владимир Высоцкий: "Для меня эта ночь вне закона. Я пишу — по ночам больше тем. Я хватаюсь за диск телефона И набираю вечное 07." Кто из нас, затаив дыхание и боясь отойти на метр от телефона, никогда не ждал заветного телефонного звонка? Впрочем, наверное, многие, ибо постичь эту болезненную сладость ожидания под силу только натурам исключительно романтичным и чрезмерно чувствительным. Творческие люди, кажется, в большинстве своем именно такие, и я не исключение. Наверное поэтому спектакль "Властитель сумеречных бабочек" Театра-Мастерской Татьяны Стрельбицкой по пьесе Кокто "Человеческий голос" я воспринимаю особенно лично, испытывая очень глубокие эмоции, максимально близкие к реальным в аналогичные моменты моей жизни, или, быть может, даже более мощные, вызванные целым рядом интересных режиссерских ходов.
Прежде всего, должна отметить, что смотрела этот спектакль уже во второй раз, но ощущение, что смотрела впервые. Во-первых, за несколько лет что-то изменилось во мне, да и актер, играющий главную роль, тоже, конечно, изменился. Во-вторых, место показа теперь - сводчатый кирпичный подвал клуба "Лахесис". Роскошное атмосферное пространство придает постановке еще бо́льшую глубину. В-третьих, и это главное, все спектакли Татьяны Стрельбицкой как живые организмы, - они живут собственной жизнью, меняются, от чего-то избавляясь, а что-то, наоборот, приобретая. В итоге получается совершенно иной спектакль, сохранивший свою суть, но который по-другому смотрится и вызывает немного другие эмоции.
Если произведение Кокто "Человеческий голос" написано как монопьеса, то в спектакле Татьяны задействованы двое - главный герой (Стас Мотырев) и виолончелист (Андрей Березин) с виолончелью, которая не просто является источником звукового оформления, - она становится отражением души героя, зрителей, самой постановки. Я бы даже сказала, что Виолончель является третьим персонажем, ведь она не просто присутствует в зале, на сцене, в спектакле, - она дышит, плачет, иногда поет, иногда просто сходит с ума. А за ней и печаль тенью растягивается по сцене и проникает в души собравшихся. И виолончелист словно постоянно находится на несколько секунд впереди действия, ведет его за собой, управляет тем, что будет происходить дальше.
А дальше ничего, даже если позвонит телефон, даже если в трубке прозвучит такой родной голос. Все давно решено, и этот последний разговор похож больше на предсмертную агонию. Пианино покрыто крупным черным пеплом - обгоревшими хрупкими остатками счастливого прошлого. На полу лежат сигареты, и курить, кажется, вовсе и не хочется, но ведь надо чем-то занять руки, нужно же куда-то себя деть. Невозможно найти себе место, невыносимо ломает тело изнутри. Струны завывают под смычком, дребезжит метал кровати, разговариваешь сам с собой, а телефон молчит. И снова смычок истязает струны, заставляет их плакать, и душу выворачивает наизнанку, а тело крутит и сковывает. Отчаяние, безысходность, боль, переходящие в агонию, а затем в конвульсию! Тишина! Казалось бы, конец, но нет - все начинается заново...
Интересно, что пьеса написана для женской роли, но у Татьяны Стрельбицкой главный герой - мужчина. Прекрасная идея словно в зеркале отразить персонажа, показать всю глубину мужского страдания, уязвимости сильного пола, никому не видимую сторону его души. К тому же, главную роль играет Стас Мотырев, а он обладает исключительным актерским мастерством, поэтому как никто умеет передать необходимые эмоции. Жаль, что снимок на телефон не передает глубину и боль взгляда Мотырева, его болезненных движений, его мягкого граничащего со срывом голоса. Актерское мастерство дополнял и тусклый, часто переходящий в кроваво-кра... |