В последнее время все больше смотрю спектаклей и фильмов о великих людях. Мне нравится начинать с этого погружение в более основательное знакомство с ними. Кто же следующий?
Не так давно неожиданно для себя я решила посмотреть нашумевший в театральном мире спектакль Театра Сергея Янковского "Прыжок в свободу" в Концертном зале Измайлово. Восторженные отзывы, минимальное количество рекламы, минималистичные фотографии заинтриговали меня, и я не стала сдерживать любопытство. В конце концов, спектакль играется пятнадцатый сезон, и уже на в первый раз приезжает на гастроли в Москву, - пора его увидеть. Зал был полностью заполнен, и тогда стало понятно, что меня ждет очень интересный вечер, который непременно привнесет в мою жизнь что-то новое и останется в моей памяти навсегда. Это оказалось действительно так. Вот только рассказать о спектакле мне оказалось сложно, поскольку при кажущейся простоте он, на самом деле, многогранен, многослоен, и при этом имеет что-то, так сказать, ускользающее, неуловимое.
Рудольф Нуреев - знаменитый советский артист балета. Правда, где-то помимо "советский" добавляют еще "французский" и "британский". Он родился в поезде. Он брал уроки не только у хореографов, но и у художников и скульпторов, изучая мировое искусство и вдохновляясь им в танце. Он хотел иметь то, чего не было у его семьи. Он хотел танцевать, он хотел совершенствоваться, он хотел, чтобы его увидел мир, и, стоя на границе Франции, он выбрал свободу. Число выступлений за год составляло от двухсот до трехсот. Рудольф Нуреев выступал даже после того, как ему исполнилось пятьдесят, что невероятно для артиста балета. Когда он не смог танцевать, чтобы не оставлять балет, он взял в руки дирижерскую палочку. Нуреевым восхищались, его любили, несмотря на строптивость и сложность характера. Жизнь его с самого детства была полна трудностей, но каждая из них лишь придавала Нурееву больше воли к победе над ними и целеустремленности. Все, что он хотел иметь и в итоге имел, он не получил просто так, а заслужил невероятным трудом. Он внес неоценимый вклад в искусство балета. Таковы лишь некоторые факты его насыщенной биографии, и это еще далеко не все. Человек-гений, человек-протест, человек-провокация, человек-самоуверенность, человек-легенда, - уникальная и противоречивая натура, раскрывать которую одновременно и интересно, и щемяще-болезненно.
Как же возможно вместить в два с небольшим часа спектакля всю полноту жизни Рудольфа Нуреева, охватив в достаточной мере все ее стороны? Сергею Янковскому это действительно удалось великолепно. Прежде всего хочется отметить, насколько прекрасно он играл, невероятным образом в одиночку удерживая внимание зрителей на протяжении такого большого времени. И это при том, что он не танцевал, но этого и не было нужно. Кроме того, не было ощущения монотонности, однообразности, перегруженности. Янковский создал минималистичный моноспектакль, в котором, биографические факты плавно выплывали один из другого, а печальные сцены сменялись дерзкими и юмористическими. А монологи Янковского перемежались небольшими танцевальными паузами, в которых были задействованы солисты Мариинского и Михайловского театров. Там точно была миниатюра "Умирающий лебедь" из "Лебединого озера", а еще, кажется, миниатюра из "Жизель". К сожалению, точнее ни артистов, ни миниатюр я назвать на могу, ведь они не указаны даже в программке. К счастью, неинформативная программка - это единственный недостаток, поэтому отнесем ее минималистичность к общей стилистике постановки и забудем о ней. На протяжении всей постановки на сцене все время находилась лишь дверь, через которую можно выйти к свободе. Ну и в конце спектакля недолго красовался диван, но он даже плохо запомнился, и будь на сцене хоть слон, все мое внимание было сосредоточено на Рудольфе Нурееве, а точнее, на Сергее Янковском. Вы скажете, что меня, наверное, легко заинтересовать. Однако, по правде сказать, после третьего звонка я продолжала думать о делах, взволновавших меня перед спектаклем, но уже через пять минут все мое внимание забрала сцена. Я и сама ... |