"Уж если нет на свете новизны, А есть лишь повторение былого И понапрасну мы страдать должны, Давно рожденное рождая снова (...)" © Уильям Шекспир, сонет 59 "Уж если нет на свете новизны", перевод Самуила Маршака
Немного дерзкий, смелый, изысканный, - совершенно потрясающий спектакль "Гамлет" режиссера Гульнары Галавинской представил нам в уходящем году Театр "Кашемир". Знакомая каждому фраза "Быть или не быть" на этот раз прозвучала из уст Дмитрия Бикбаева на сцене креативного пространства Арт-платформа в Новом Манеже. Мне казалось, что придумать что-то новое, отличное от поставленного десятки раз уже невозможно. Но как же я оказалась неправа, и как же сильно ошеломил меня новый вариант бессмертной трагедии, которая в новой постановке прозвучала как нельзя актуально и разрушительно.
Конец останется неизменным, никто не спасется. Точка. Именно такую точку поставил режиссер еще в самом начале постановки, начав со сцены в морге. Выдержанная в черно-серых тонах картинка декораций задает настроение скорби. Мы видим перед собой охрану в современных костюмах, стройный ряд медицинских каталок с людьми под простынями, на втором ярусе - видео с героями и бегущая строка, цитата: "Я сражен своим же оружием. И в кубке - тот же яд." Вдруг картинка оживает, и трагическая история начинается сначала, чтобы прийти к своему завершению. Офисная мебель, стильные костюмы, современные гаджеты, Клавдий с мобильным телефоном в руках пишет сообщение, которое зрители видят бегущей строкой: "(...) Избавь меня от этого огня. Пока он жив, нет жизни для меня." Сюжет разыгрывается в трехмерном пространстве: на балконе (втором ярусе), на уровне пола, и за матовой перегородкой первого этажа, перегородкой, словно бы порождающей трагедию и грехи. Художник Полина Добровольская собрала очень нестандартную, но стильную и гармоничную композицию из костюмов и декораций. Современность каким-то чудесным образом гармонично сочетается с оригинальным текстом шекспировского произведения, соединяясь в очень мощное сплетение, с одной стороны, имеющее чугунную прочность и, одновременно, легкость повседневного бытия. И смотрится, и слушается легко, но эмоции окутывают неподъемными кандалами.
Верю! Верю, что все это могло происходить буквально пару недель назад. Верю, что стала свидетелем чьей-то личной трагедии. Верю страданиям Гамлета, безумию Офелии, холодности Гертруды. Кстати, о Гертруде! Как вы представляете себе королеву в "Гамлете"? До этого спектакля я видела ее как безропотную ведомую женщину, которую и обвинить-то в чем-то сложно, ведь она подобно глухому и слепому человеку остается в неведении о происходящем вокруг нее и даже с ней. Но в этой постановке по замыслу Гульнары Головинской Гертруда похожа на Снежную королеву, - властную, хладнокровную, жестокую. Играет ее Лика Рулла, и ей прекрасно подходит эта роль. Как и роль Клавдия прекрасно подходит Максиму Дахненко. И я верила им, и мне было жаль несчастную Офелию, которую сыграла Анастасия Теплинская. Влюбленная бабочка обожглась пламенем гнева Гамлета, а сгорела на огне интриг, в которых участвовал ее же отец. Она плакала и била крылышками, падая на пол, и я верила, и мне было так жаль ее. А вот Гамлет в первые минуты вызвал у меня недоверие, поскольку не соответствовал сложившемуся когда-то в моей голове образу совершенно. Но удивительно, что уже через несколько минут после начала спектакля я прониклась игрой Дмитрия Бикбаева, и чем дальше, тем сильнее внутри разрасталось сострадание при взгляде на душевные му́ки Гамлета, и при виде надутых от криков отчаяния вен на его шее все больше верилось, и все сильнее хотелось утешить. Высокое актерское мастерство сделало эту постановку особенно живой, наполненной искренними эмоциями, максимально вовлекающей зрителей в происходящее на сцене. В какие-то моменты я ловила себя на том, что задерживала дыхание, - замирала, даже зная сюжет, и даже отчасти текст перевода наизусть. Вот это уровень спектакля!
В спектакле задействованы поистине замечательные актеры. Интересно, что Клавдия помимо Максима... |