Спектакль, в отличие от других постановок, которые мне посчастливилось посмотреть в этом театре, решен не повествовательно, если вы не знакомы с текстом Достоевского, понять, «who is who» и разобраться в хитросплетении судеб персонажей, будет нелегко, при этом, смотреть его, все равно, будет очень интересно. В нем показаны все пороки «карамазовщины» - сладострастие, цинизм, корысть, жестокосердие и нравственные колебания. Ярослав Шевалдов выбрал из романа лишь отдельные сюжетные линии, более того, он разделил зрителей на две группы – «Странников» по страницам романа Достоевского поведет младший Карамазов - Алеша, послушник монастыря, «воплощающий в себе многие христианские ценности», а «Скептиков» - средний брат Иван, «нигилист-интеллектуал, скептик и рационалист, мучимый сомнениями в Боге и морали». Однако, пути этих групп разойдутся лишь пару – тройку раз. Я планировала следовать за Алешей, но, в последний момент, изменила свое решение и примкнула к «Скептикам». И не пожалела об этом!!! Хотела в двух словах напомнить содержание романа, но это, практически, невозможно – за одной мыслью тянется другая… И все же – в вымышленном провинциальном городе Скотопригоньевске живет мелкий помещик Федор Павлович Карамазов, развратный, жадный, эгоистичный старик. С этой ролью великолепно справился Ильдар Аллабирдин. У него три взрослых сына – Дмтрий (Сергей Зайцев) - человек с необузданными страстями, и уже упомянутые мной Иван (Илья Роговин) и Алеша (Илья Алаев). Есть у него и еще один, незаконнорожденный сынок – Павел Смердяков, лакей в доме Карамазова-старшего (Тимур Бурин). В спектакле мы увидим также старца Зосиму, наставника Алеши, и даже в первой сцене услышим его речи (небольшая, но знаковая роль Михаила Вечикула), Грушеньку - предмет вражды между стариком Карамазовым и Митей (Анна Сардановская), Катерину Ивановну, невесту Мити - гордую, решительную и жертвенную девушку (Ольга Гончарова). Действие спектакля разворачивается в усадьбе Мухиных XVIII века («Библиотека—читальня им. А.С. Пушкина») и вновь для меня открытием стали новые ее залы, а в келью Старца мы поднимались/спускались по неведомым мне доселе узким старинным лестницам, освещенным лишь свечами… Итак, мой выбор пал на Ивана Карамазова, которого Кэнноскэ Накамура, многие годы занимавшийся изучением творчества Фёдора Михайловича Достоевского, охарактеризовал «как умного, но душевно слабого, с тёмным характером человека. Иван желает отцу смерти, но боится себе в этом признаться. Он любит невесту Дмитрия Катерину Ивановну, но не признаётся в этом. Иван боится познать свою душу, не способен к решительным действиям». Эту линию стОило выбрать даже ради одной сцены, в которой перед нами Федор Карамазов, Иван, а затем появляется Смердяков. Ярослав Шевалдов сделал акцент на невидимой связи Иван Карамазов – Петр Смердяков, даже одев их в практически одинаковые костюмы, только на Смердякове еще алые, цвета крови, перчатки. Я как-то и не задумывалась, что толкнуло Смердякова на убийство отца. А здесь это показано очень отчетливо – во-первых, из речей атеиста Ивана слуга Смердяков делает вывод, что «всё позволено», во-вторых, перед отъездом по поручению отца в деревню Иван двусмысленно разговаривает со Смердяковым, и из этого разговора тот делает вывод, что Иван не против убийства отца, и уезжает, чтобы его не подозревали… Вы не представляете, как интересно поставлена эта сцена (как, впрочем, и все остальные) и какой в ней накал страстей выдает Тимур Бурин!!! Тимура Бурина я видела уже не в одном спектакле этого замечательного театрального коллектива, но Смердяков – его «звездная» роль!!! В его исполнении он настоящее «исчадье ада». Зрителей ждет в спектакле и еще одна потрясающая сцена, которую показывают всем – «Великий инквизитор» - аллегорический рассказ Ивана брату Алёше на тему христианской свободы воли и свободы совести с жуткими персонажами. Браво!!! А до этого в трактире, где встретились братья, звучит и пронзительная фраза Ивана Карамазова: «Счастье всего мира ... |