Несколько лет подряд, проходя по Пушкинской площади, видела на бывшем кинотеатре Россия надпись "Театр Мюзикла", а ниже баннер "Преступление и наказание". Их соседство смущало и вызывало недоумение, а потому так получилось, что я увидела этот спектакль только сейчас. К счастью любопытство победило и теперь "Преступление и наказание", в моем личном рейтинге, претендует на номинацию "Спектакль года". Прежде всего оказалось, что это никакой не мюзикл, а рок-опера написанная Эдуардом Артемьевым. Гениальным Эдуардом Артемьевым, автором музыки ко множеству знаменитых фильмов. И прежде всего автором безусловного шедевра - соло трубы, темы финала фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих". Именно этой композицией закрывалась Олимпиада 2014-го года. Оперу "Преступление и наказание" Артемьев писал целых двадцать восемь лет, с 1979-го года. Идея написать рок-оперу по Достоевскому пришла Андрею Кончаловскому на год раньше. В результате Андрей Сергеевич и поставил эту рок-оперу на сцене театра мюзикла. Действие спектакля, благодаря музыке, захватывает буквально с первой минуты, с Баллады Шарманщика. В опере звуки его шарманки будут регулярно повторяться, он повествует о силе человеческой души и слабости тела и его можно воспринимать как образ совести. С невероятной силой музыка Артемьева передает внутренние терзания героев, моральные дилеммы и физические страдания. В партитуре слышны аккордеон и балалайки, гремит медь, звенят колокола, элементы рока и фолка поддерживаются православными песнопениями. Надо сказать, что в зале было много старшеклассников. Явно культпоход был организован с целью изучения произведения Достоевского - если не читают, то хоть так. Но тут учителей литературы ждал облом: действие перенесено в девяностые годы, старуха-процентщица стала ларечницей и сутенершей, а далее все понеслось. Но теперь если школьники и не получат пятерок по литературе, то театр полюбят наверняка. Полюбят благодаря захватывающему сюжету, великолепной музыке и потрясающим исполнителям. Прежде всего это конечно Александр Казьмин в роли Раскольникова, талантливейший и универсальный артист. Его герою веришь каждую минуту спектакля, каждое новое появление Александра на сцене ждешь с замиранием сердца. Его герой читает Ленина, Маркса и Че Гевару , но не читает Библию. Пока не встретит Соню (Мария Биорк) . Мария Биорк великолепная вокалистка, потрясающая актриса. Такого пронзительного воплощения образа Сони Мармеладовой мне еще не приходилось встречать. Порфирий Петрович (Максим Заусалин) сыскных дел художник, в спектакле образ откровенно фантасмагорический: он может на ощупь, если не по запаху, определить преступника. А какой роскошный романс подарен композитором Порфирию Петровичу для сцены допроса. Образ Свидригайлова по сравнению с первоисточником, наиболее переиначен, но его роль все так же важна: это Мефистофель-искуситель, зеркало Раскольникова. Регулярно в ткань повествования вторгается "уличный музыкант", ряженый ветеран-десантник с гармошкой (Марат Абдрахимов) - ходячая газета, комментатор происходящего. Потрясающе поставлена сцена с истязанием лошади, это полноценный спектакль в спектакле. Она должна войти в энциклопедию театральных шедевров. Даже только ради нее необходимо увидеть "Преступление и наказание" в театре Мюзикла. Работу всех создателей и участников спектакля невозможно переоценить. Сценарий, костюмы, декорации, постановка движений, визуальные эффекты и свет - все выстроено один к одному, все вызывает восхищение. Я жалею только об одном: что не увидела этот спектакль раньше. |