В телевикторине "Своя игра" есть негласный завет: не знаешь что ответить, говори Пушкин. И действительно, Пушкин, наше все, сопровождает нас по жизни начиная с ясельного возраста и до... Даже читая его сказки с каждым разом находишь и оцениваешь новые красоты и смыслы. Что же тогда можно сказать об "Евгении Онегине", каждую строку которого можно бесконечно перечитывать наслаждаясь ее звучанием и открывая для себя новые глубины. Сколько художников бралось за этот роман в стихах и у каждого получался свой Онегин. Слушаешь ли оперу Чайковского, смотришь ли балет Кранко - каждый раз обнаруживаешь новые оттенки, полутона и новые грани образов любимых героев. А еще есть аудиоверсии, начитанные великими актерами и спектакли, поставленные талантливыми режиссерами, когда от каждой постановки ждешь новых впечатлений и открытий. Так что я никак не могла пропустить премьеру спектакля "Мой Онегин", поставленного Еленой Черной в Московском Губернском театре. Художник-постановщик Роман Муромцев выстроил на сцене декорацию, вобравшую в себя все традиционные обозначения пушкинской темы. Есть и Дуб Зеленый, правда в спектакле он скорее серебристый, стол, чернильница, перо, бюст Александра Сергеевича, условный медведь, медвежья шкура. Но главный прием, использованный сценографом, это видеопроекции столь модных в пушкинские времена черных силуэтов в овальном медальоне. Когда на сцену вышел актер Кирилл Зайцев и начал читать "Евгения Онегина", то минут через семь я почувствовала легкое разочарование. Да, актер красив и изящен. Да, мастерски использует интонации и смену тембров. Но все это уже было. Стоило ли ставить новый спектакль, чтобы еще раз прочитать Пушкина в традиционной манере. Но... вышла Татьяна. И развернула мое впечатление на сто восемьдесят градусов, выявив главную изюминку спектакля: Елена Черная соединила в постановке драму и оперное искусство. Образ Татьяны, обогащенный красивым сопрано Марии Берар, сразу же обрел сложность, возвышенность и многогранность пушкинской героини. Музыка Чайковского добавила спектаклю космический объем, и многочисленные герои, озвученные Кириллом Зайцевым заблистали, обрамляя пушкинскую любимицу и выявляя ее нежность и цельность, мечтательность и решительность, верность долгу и силу чувств. Обрели объем Онегин - создание ада иль небес, Юный Ленский - поклонник Канта и поэт, Зарецкий - в дуэлях классик и педант. А образе Филипьевны седой, Кирилл Зайцев даже рискнул, правда речитативом, встроиться в оперную ткань. Для каждого пушкинского персонажа актер нашел свое звучание, динамику и краску. В результате получился красивый, интересный и неожиданный спектакль "Мой Онегин". |