"Записки сумасшедшего" второй спектакль Арины Бессергеневой, созданный в рамках лаборатории "Гоголь. 215" и, в некотором роде, представляющий собой повторение пройденного - снова современный безликий офис и главный герой в роли мелкого клерка. Основные действующие лица вроде на месте, но, на этот раз, спектакль получился о другом. Гоголь исследовал процесс погружения в безумие, Бессергенева исследует процесс спасения от жестокой действительности. Для гоголевского героя характерна фраза: "там ли я, тот ли я, а не достоин ли я большего?.. ", для героя Бессергеневой важнее "мне кажется, что разделять мысли, чувства и впечатления с другим есть одно из первых благ на свете." У Гоголя Поприщин вполне физически здоровый человек, у Бессергеневой Поприщин инвалид с детства, жертва ДЦП, а мы с вами знаем, как сложно выживать инвалидам в нашем безжалостном мире. Дело конечно потихоньку улучшается, вот и Поприщина взяли на работу, правда дело ему доверили самое бесполезное - точить карандаши. Но он счастлив от сознания своей нужности, счастлив, пока его грубо не суют носом в действительность. "Записки сумасшедшего" - единственный случай, когда Гоголь использовал для повести форму дневниковых записей. Логичный подход, позволяющий детально проследить поэтапное развитие сумасшествия героя. Сценограф Василиса Кутузова использует титры с датами, для обозначения сцен спектакля, этапов пути Поприщева от почти счастливого человека до краха, до потери якорей, держащих человека у, казалось бы, надежной пристани. А что делает пристань надежной? Семья? Мама (Ирина Рудницкая) спасается от тягот жизни в латиноамериканских сериалах, которые смотрит почти круглосуточно, отвлекаясь на сына мимоходом. Друзья? У Поприщина их нет. Весь круг его общения - сотрудники офиса. Кто-то жалеет инвалида, кто-то ненавидит. Хотя за что можно ненавидеть убогого... Да хотя бы за его крошечную зарплату, которую можно было бы поделить. Главная удача спектакля "Записки сумасшедшего" - выбор на главную роль Евгения Пуцыло. Его глаза обиженного ребенка невозможно забыть. Его уход в фантазии понятен. Его беседы с собакой Меджи (Егор Попов) естественны - надо же человеку хоть с кем-нибудь поговорить. А как хорош в спектакле пёс! Избалованный хозяйкой, полный ощущения собственного величия, изрекающий бесполезные истины. Повесть Гоголя мистическое произведение с потаенными смыслами и фирменной гоголевской чертовщиной. Бессергенева поставила спектакль о милосердии, которого так и не дождался Поприщин. |