В даты празднования Дня Народного Единства я побывала на спектакле, рассказывающем о периоде времени, когда чего-чего, а единства в России не было от слова "совсем". В начале двадцатого века, между двумя революциями, империя бурлила. Монархисты, анархисты, террористы, коммунисты - все тянули одеяло на себя, считая, что только они знают лучший путь для России. И в это же время Петр Столыпин пытался вывести Россию из кризиса своими радикальными методами. Спектакль Нового театра называется "Столыпин. У премьер-министра мало друзей", но у Столыпина было не просто мало друзей – у него было много врагов. Его одни проклинали за аграрную реформу, считая ее величайшим злом, другие считали эту же реформу последним шансом спасти Российскую империю от революции. А в народе Столыпин запомнился "столыпинскими галстуками" и "столыпинскими вагонами". Народная память порой несправедлива, но остра. В спектакле, поставленном Эдуардом Бояковым, роль Столыпина исполняет прекрасный актер Эдуард Флеров. Мы видим человека, упорно гнущего свою линию, его поступки резки и надменны, но зато артистически безупречны. Столыпин обладал качествами, которых не было у Николая II, но которые столь необходимы самодержцу. Императрица (Татьяна Шалковская) не любила Столыпина по этой причине и подталкивала Николая II (Кирилл Зайцев) ставить палки в колеса столыпинским начинаниям. То, что Николай II сознательно мешал премьеру-реформатору, факт известный. Спектакль Боякова составлен из статичных сцен - диалогов и монологов действующих лиц. При помощи света и проекций (художник-постановщик Алиса Меликова, художник по свету Валентин Бакоян) мы переносимся из кабинета премьер-министра в царский дворец, из гнезда террористов в городскую квартиру, из Летнего сада в театр. Спектакль начинается с красивой и многозначительной сцены, когда мы трижды видим театр в театре: зал Нового театра в реальности, проекцию киевского оперного театра на сцене и макет этого же театра, который изучает Дмитрий Багров (Егор Каштанов), готовясь к теракту - терактом Багрова спектакль и заканчивается. А в промежутке мы узнаем о множестве покушений на Столыпина, нам показывают его беседы с женой (Дарья Коллаж) и дочерью Марией (Анастасия Стругачёва), мы погружаемся в перипетии его борьбы с думой и царем за свои реформы. Конечно спектакль захватывает лишь верхи этапов биографии Петра Столыпина - многое ли можно успеть за 1 час и 15 минут действия. Зато это краткое, но содержательное пособие по истории России, которое полезно посмотреть. |