Когда я училась в университете, я написала большую работу под названием "Сила слова". Это был целый социальный проект с настоящей записанной на студии аудиорекламой и медиапланом по размещению. В том числе в работе говорилось и об исцеляющей силе слов. При чем тут слова? Да при том, что этикет может быть речевым, столовым и даже семейным. А еще повседневным, ситуационным и деловым. Но только слово может одновременно и так сильно ранить, и даже исцелить человека. Но кто об этом задумывается в наше время? Вот поэтому спектакль по пьесе драматурга Валерия Печейкина "Школа этикета" об Анне Валл режиссера Талгата Баталова в рамках проекта "Голоса страны" под руководством Константина Богомолова в Театре "Сцена "Мельников" - теплый и сладкий бальзам на душу. Конечно, она же филолог, педагог, или, как она сама просила себя назвать в программке, просветитель, и ни в коем случае не просветительница, - ведь Анна Эрнстовна противница неукоренившихся феминитивов. Я с ней солидарна.
А Вы знаете, из какого бокала пить бальзам? А коньяк? А вино? А шампанское? Справитесь ли вы с большим количеством приборов на званом ужине? Было бы неприятно не только не справиться с блюдом, но и обрызгать соседа, например, раздирая лобстера на части. Сможете ли парировать в неприятной беседе, не переходя на повышение тона и бранную речь? Сказав что-то необдуманное, несложно выставить в дурном свете себя. Вы скажете, что вам этого не нужно, что не собираетесь на прием и всегда знаете что ответить недругу? Но этикет универсален, он нужен каждому, и выручить знание этикета может в совершенно разных ситуациях. Анна Эрнстовна смеется, называя себя транспортной полицией и рассказывает, как благодаря вежливости поставила на место раскричавшуюся без причины на девушку пассажирку, а потом благодаря речевому этикету обрела отличного собеседника на всю дорогу.
Улыбчивая, отзывчивая, с гордой осанкой, Анна Валл несет в себе нелегкое болезненное прошлое. Депортация семьи в Караганду на землю без зелени и водоемов, но с яростными суховеями, жизнь в землянке и в бараке. Уже в зрелом возрасте Анна потеряла двоих детей. Плачет, но не хочет превращать беседу в слезовыжималку. Может быть, именно поэтому она выбрала такое важное место работы - реабилитационный центр "Три сестры". Удивительно, но она там занимается чем-то вроде психологии, и когда замученные собственными проблемами врачи начинают относиться к пациентам пренебрежительно, беседует с докторами. А когда пациенты нуждаются в поддержке или просто разговоре, беседует с ними, но не как психолог, а как человек, отвлекая чем-то интересным. "Вы обращали внимание, что снег может падать или идти, а вот дождь не падает - он только идет? (...) Дождь не лежит, правда? А снег - лежит."
В арсенале Анны Эрнстовны вообще есть много интересных историй и разнообразных фактов. Ее, наверное, можно слушать бесконечно, я таких людей очень люблю. На примере картины "Едоки картофеля" Анна Валл расскажет о зарождении столового этикета и его важности, ведь "вопрос поведения за столом - это вопрос заботы о том, кто сидит рядом". Она расскажет, что такое пендельтюр, и как вести себя так, чтобы этот самый пендельтюр не сделал дверь орудием для нанесения болезненных ударов. А как Анна Эрнстовна учит есть шаурму (в Санкт-Петербурге - шаверма), прямо слюни текут: "Шаверму не случайно закатывают в специальную бумагу, чтобы не стекал соус. Ешь ее, как ешь мороженое. Откусывай обыкновенно, но аккуратно: следи за тем, чтобы соус не потек у тебя из уголков губ. Даже если потечет, у тебя есть салфетка. Главное, ешь шаверму просто и с удовольствием." Только не говорите, что вы сейчас не почувствовали голод.
В этом спектакле и начало очень необычное, и декорации очень "говорящие". В самом начале Александра Ребенок стала рассказывать об Анне Валл от третьего лица, но вдруг остановилась, и, сказав, что Анна сама лучше расскажет о себе, ушла со сцены. Когда Александра вернулась, она уже была в роли своего персонажа. Художник-постановщик Алена Глинская оформила сцену как большую пустую комнату, в центре которой... |