Не море, а океан, и даже не океан, а такая важная наука как океанология стала символом свободы для Александра Осадчиева, героя спектакля "Океан внутри" режиссера Александра Пронькина в рамках проекта "Голоса страны" под руководством Константина Богомолова, показанного недавно в Театре "Сцена "Мельников". Не просто океанолог, а человек живущий своим делом, один из создателей проекта "Арктический плавучий университет", объединяющий студентов и научных сотрудников для привлечения молодежи в науку. И за свои достижения к тридцати шести годам он уже получил медаль Российской академии наук и премию Правительства Москвы молодым ученым. Но самое главное - от того, что делает, он получает колоссальное удовольствие. Тем более, океанолог - это не профессия, это уже образ жизни. Впрочем, как и дреды, которые Александр себе сделал после того, как перестал брить голову, и пазл сошелся.
С чего начинается выбор профессии у каждого из нас? У Александра - с головастиков, первой самостоятельно выращенной стрекозы, с путешествий автостопом, с барда, которого его мама слушала по радио и с маминых слов. Правда, мало выбрать профессию, мало отучиться на специалиста, нужно еще суметь найти свое место. А если конфликт поколений? А если каждый раз старшими коллегами втыкаются палки в колеса? Ведь тем, кто привык тихонько сидеть и получать зарплату, не выгодно рвение молодых специалистов. А если все молодые специалисты уходят в другие отрасли, не понимая перспектив в океанологии? Но Александр верит, что когда-нибудь молодые специалисты, желающие работать, полностью сменят поколение, которому ничего не надо, и работа пойдет с новой силой!
А пока нас с вами "качает" жизнь, Александра качают волны океана на судне, но не только. Помните, выше я упоминала про автостоп? В своем возрасте Александр уже посетил сто шестьдесят пять разных стран, частично автостопом, что порой очень небезопасно, как он убедился на Гаити. А ведь он еще и с сыном ездил, который, кстати сказать, к своим десяти годам посетил уже сто стран, так что сын уже даже опережает график отца. И несмотря на всяческие трудности, все его мечты рано или поздно каким-то волшебным образом сбываются, поэтому порой разум его заходит далеко за арктические горизонты, заставляя предполагать, что это матрица, и вокруг - декорации. А еще Александр не верит в судьбу и события ей предначертанные, - он верит в то, что каждый из нас сам строит свою судьбу. Главное - жить и верить.
Спектакль начался с того, что играющий главную роль Дмитрий Чеботарев сидел на сцене на стуле, к нему вышла гример, надела на него парик, как следует закрепила и ушла за кулисы. Мне кажется, этот интересный заход напоминает зрителям о том, что перевоплощение актера в персонажа постановки может иметь расхождения с образом реального героя, - но главное передать, что внутри. Дмитрий надел кроссовки и вместе с раритетным проигрывателем вышел на скромно оформленный Филиппом Шейном центр сцены. Позади находился экран с видеодекорациями: мировой океан, формулы, мультфильм про автостоп, - визуализация того, что рассказывал персонаж Дмитрия. Иногда присутствовало музыкальное оформление Павла Полякова. Мне кажется, это очень в духе самого Александра - все современно, четко, скромно.
Вот так послушаешь и с трудом удержишь себя от того, чтобы не собрать вещи и сегодня же не уехать в кругосветное путешествие, ведь я еще столько всего не увидела. Да что там путешествие, признаюсь, проскользнула мысль: "Может еще не поздно океанологом стать?" Разве не такие вдохновляющие люди должны быть у всех на слуху, чтобы мотивировать молодежь не сидеть на месте, не бояться идти в науку, любить свою планету, жизнь, людей вокруг себя? И это здорово, что через интереснейшую книгу и чудесные моноспектакли благодаря проекту "Голоса страны" у нас есть возможность прикоснуться к такому источнику вдохновения. Спасибо!
|