"Мастер и Маргарита" одно из моих любимых произведений, и потому я всегда особенно боялась испортить впечатление просмотром неудачной постановки. Но однажды я рискнула один раз, второй, и вот я уже втянулась и с невероятным интересом смотрю очередной спектакль по любимому мистическому роману. На этот раз это постановка режиссера Андрея Тимошенко "Мастер и Маргарита" Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова на сцене Театра имени Евгения Вахтангова. От первой до последней минуты я была увлечена действием, происходящим не только на сцене, но и регулярно переходящим в зал. И даже несмотря на то, что я уже от корки до корки знаю это произведение, меня не покидало чувство любопытства, что же там дальше, ведь у хорошего режиссера всегда смотришь как в первый раз, даже если сюжет известен. А еще было забавно наблюдать за некоторыми зрителями, которые не знали этого произведения, а потому искренне удивлялись и когда Берлиозу отрезало голову, и когда начался "сеанс черной магии".
Спектакль начинается с появления актрисы в зале среди зрителей. Прогуливаясь по проводам с авоськой, она сразу концентрирует на себе все внимание и, поднимаясь на сцену, увлекает его за собой. Никто даже не замечает, в какой момент тихонько гаснет свет и начинается действие, - все уже сосредоточены на том, что происходит на сцене. А на сцене три с лишним часа были приключения, романтика, магия, юмор и капелька современности, например, в монологе Воланда о москвичах, - он упомянул о том, сколько стало в Москве велосипедов, самокатов и прочих средств передвижения... Некоторые эпизоды по стилистике напоминали фильмы Гайдая. В процессе спектакля артисты регулярно появляются в зале, то спускаясь в него со сцены, то наоборот выходя на сцену через зал, то вообще рассаживаясь по свободным местам и становясь зрителями, я про "Сеанс черной магии". То мимо пробегают дамы в неглиже, ведь их наряды исчезли, это из "Аттракциона невиданной щедрости". То идет бушующая толпа, требующая распять Иешуа, то жена Аркадия Аполлоновича ругается с актрисой Покобатько, то милиция со свистками наводит порядок. Таким образом, зрители, сидящие в партере, постоянно попадают в центр событий и будто бы становятся участниками постановки. Мне всегда нравилось присутствие иммерсива в спектаклях, это очень оживляет действие и будоражит публику.
Помимо иммерсива, по крайней мере меня, весь спектакль привлекал Кот Бегемот, роль которого абсолютно неповторимо исполнила Нина Няникова. Не знаю, как это объяснить, но смотришь на персонажа, видишь загримированного человека, даже не девушку, а хулигана в рваных коротких штанах, пиджаке на футболку и цилиндре, а потом погружаешься в спектакль и уже видишь черного кота. Походка, движения, периодические взмахи хвостом, манера речи, даже кашель от комочка шерсти, - таким был бы в реальности кот, если бы его, как и Шарика из "Собачьего сердца", превратили в человека. Еще одним очень заметным юмористическим персонажем была Аннушка, которую великолепно сыграла Наталия Латухина. Она начинала и заканчивала спектакль, и она появлялась во всех основных эпизодах, будто бы являясь причиной всех событий: пролила масло, раздала желтые цветы, которые потом были в руках у Маргариты, и прочих. Очень тронул меня Понтий Пилат в исполнении Ивана Братушева, он же играл Мастера. Запомнились также Дмитрий Беляков в роли Коровьева и Олеся Попова в роли Геллы. А Маргарита в исполнении Екатерины Зелениной была особенно хороша после применения крема Воланда - эпизод, где она с пистолетом на звезде, очень красивый и дерзкий, а на балу она мне вообще почему-то напомнила Нефертити, в том числе благодаря костюму.
Вообще, костюмы все продуманы очень здорово. В каждой массовой сцене что-то новое, подходящее эпизодам и эпохам, речь о которых идет в романе Булгакова и в романе Мастера. Казалось бы, ничего сверхъестественного, но все так гармонично, стильно, в тему. Хочу отдельно отметить решение с костюмами, которые по сюжету должны быть откровенными, - вместо наготы были облегающие телесные комбинезоны, а в "Аттракционе невиданной щедрости" по... |