Ты видишь, ход веков подобен притче И может загореться на ходу. Во имя страшного ее величья Я в добровольных муках в гроб сойду. Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана. Столетья поплывут из темноты". © Борис Пастернак, "Гамлет" из романа "Доктор Живаго"
Роман "Доктор Живаго" Бориса Пастернака, кажется, столько в себе несет, что никто не разглядит всего, по крайней мере, с первого раза, но зато каждый найдет в нем что-то, что затронет именно его. Социально-экономическая составляющая первой трети XX века российской истории, темы веры, жизни и смерти, судьбы людей и, конечно, любовь, - все это сложно уложить в книгу, а в спектакль тем более. Однако, режиссер Андрей Тимошенко не побоялся поставить перед собой столь трудную задачу и добился потрясающего результата. В конце августа Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова привез постановку "Доктор Живаго" на гастроли в Москву на сцену Театра имени Евгения Вахтангова, и мне повезло оказаться среди зрителей. Новый взгляд и интересное переложение, что важно - без перенесения на наши дни, несомненно дали новую жизнь роману прошлого века.
В спектакле практически нет декораций, необыкновенных костюмов, но зато очень много символики в деталях, которые от первой до последней минуты доводили до дрожи внутри. Стук черенками лопат по деревянным доскам, словно молотками по гвоздям, вбиваемым в крышку гроба; осколок льда в руках Юрия; новое платье Лоры, которое символизирует ее превращение из девочки во взрослую женщину; бал уродливых масок, отражающих внутренние качества людей; красные полотна флагов, растянутых по всей сцене и отбросивших на все вокруг кроваво-красные оттенки; паутина бинтов в госпитале, соединившая впервые Лору и Юру; фигурные прозрачные окна, несущие домашний уют, свет и тепло дома; снежное конфетти в недолгие минуты счастья Лоры и Юры; могильные кресты, позади которых стояли погибшие персонажи, - все это разжигало воображение и заставляло меня затаить дыхание. В качестве основной сцены в постановке используется наклоненный наискосок подиум, и все события разворачиваются именно на нем. Возможно, это моя фантазия, но таковым я вижу путь России и судьбу русского человека - либо тяжелый подъем, либо неминуемое падение вниз, но всегда неустойчивое положение. Спасибо за великолепную работу и художнику по свету Ольге Раввич. Приглушенный, точечный, разных цветов и оттенков, а в одном эпизоде даже направленный в сторону зрителей сразу, кажется, восьмью мощными софитами, он придавал дополнительный объем и завершенность декорациям и образам. Яркие софиты, направленные в зал - интересная задумка, оригинальный эффект, но не слишком приятно для привыкших к темноте глаз.
Еще этот спектакль интересен и тем, что в нем задействована вся труппа Архангельского театра драмы, ведь в романе достаточно много массовых сцен. Надо же как-то показать и швейную мастерскую Гишар, и забастовку рабочих железной дороги, и красную армию, и отряд партизан, и солдат в госпитале, и простой народ. Разумеется, двадцать человек - не армия, а десять - не производство, но благодаря грамотной сценографии, свету и символике, воображение додумывает остальных самостоятельно. Но начала́ я с массовки, а так хочется отметить актеров, сыгравших главные роли в спектакле. У Нины Няниковой получилась совершенно обворожительная, одновременно и сильная, и слабая Лора. А Тоню, верную и любящую жену Живаго прекрасно сыграла Екатерина Зеленина. И Тоня, и Лара чисты, искренни, красивы, и на месте Юрия Живаго я бы, наверное, тоже разрывалась между ними. Хорошо хоть, что в спектакль не ввели еще и его третью любовь из романа. Кстати, персонаж доктор Живаго стал для меня отнюдь не положительным образом, - слабый, трусливый, влюбчивый, - малодушный. Либо таким я его увидела в исполнении Дмитрия Белякова, либо просто мой взгляд на этого героя романа стал другим. А вот Комаровский в исполнении Ивана Братушева вовсе не кажется злодеем, напротив, харизма актера, внутренняя сила и ... |