Пролог: "... Читаю с тайною тоскою И начитаться не могу ..." © А.С. Пушкин, "Евгений Онегин"
"Я к Вам пишу - чего же боле...", - строки эти каждый знает со школы. Но могли ли мы в столь юном возрасте оценить всю глубину трагедии Татьяны и ошибку Онегина? Я не очень люблю это произведение, однако это классика, которую я не могу игнорировать, особенно если речь идет о театральной постановке. Спектакль, или как написано в программке, сценическую композицию "Евгений Онегин" режиссера Мурата Абулкатинова по одноименному роману в стихах Александра Пушкина привез на гастроли Красноярский ТЮЗ. Еще одна потрясающая постановка этого театра, но уже другая, наполненная не волшебством и радостью, а нервом и болью, как и полагается сентиментальной трагедии.
Здесь вы не увидите роскошных балов, пышных платьев и мазурки, - здесь, в предчувствии беды, и бездушные мрачные декорации, и серые невзрачные костюмы уже имеют налет траура. На протяжении всего спектакля перед зрителями на сцене находится стена, ограничивающая серое пустое пространство дома Лариных. И только большая хрустальная люстра напоминает о больших светлых залах и веселых балах, но и та лишь едва искрится, даже не давая надежды на хоть сколько-нибудь светлое будущее. Вдоль стены - лавочки, на втором этаже - окна, но они мутные и закрытые. А еще с одной из сторон есть дверь, ведущая в яркий свет радостной жизни, из которого когда-то впервые с Ленским вошел Онегин, и в которую однажды вышла из своего склепа уже совсем другая Татьяна, усвоившая жестокий урок Евгения. Здесь все символично: и ворвавшееся красными красками в черно-белый мир красное вино вместо крови; и празднование за длинным столом именин Татьяны, больше похожее на поминки; и дерево в горшке, символизирующее сад, где гуляют Владимир и Ольга; и напевы фрагментов романа, заунывные и мрачные; и безумные танцы, с которыми можно сравнить безумный темп, да и общее безумие такого города как Москва. Несколько раз также на стену выводится видеотрансляция главных героев крупным планом.
Несмотря на свою необычность, спектакль "Евгений Онегин" является постановкой по оригинальному тексту романа. Более того, сокращенный его текст в стихах зачитывается актерами на сцене, и на мой личный вкус звучит гораздо гармоничнее. Словно бы остро отточенный, без вычурности, он становится реалистичнее, что, несомненно, усиливает восприятие и эмоции от спектакля. Самые драматичные фрагменты произносятся актерами максимально эмоционально - с надрывом, с криком, с нервом, который вот-вот взорвет пространство. Текст вообще очень интересно распределен между актерами - и реплики главных героев, и строки автора читают все вне зависимости от ролей. Часть текста читает, так сказать, массовка, которая большую часть спектакля находится на сцене, и символизирует то перешептывающееся общество, то гостей Лариных. Накал усиливается с первых минут, а к концу спектакля, когда Татьяна не повторяет опрометчивого шага, накаленным железом обжигает грудь, заставляя сердце замереть. Обреченность. Пустота. Смирение. Непреходящие и незримые для других, они остаются с Татьяной на всю жизнь вместе с любовью к Онегину, любовью, которой не суждено было стать счастливой. И эти эмоции чувствует весь зал...
Всегда иначе представляла себе Татьяну Ларину, но теперь ассоциирую ее с персонажем Татьяны Скрябиной, очень выразительной получилась ее героиня. Прекрасно исполнили и Кристина Баженова роль Ольги Лариной, и Александр Дьяконов роль Евгения Онегина, и Салман Джумагазиев роль Владимира Ленского. На самом деле, все роли, в том числе второстепенные, были очень сложны в этой постановке формой передачи эмоций. Буквально каждая фраза была накалена до предела, напевы отдавались ноющим эхом, а крик был выходом бесконечной боли. Отдельно хочется поблагодарить художника-постановщика Софью Шныреву, художника по свету заслуженного работника культуры РФ Евгения Ганзбурга, музыкального руководителя постановки Николая Балышева и хореографа Никиту Белякова, а также отметить музыку группы "AUDUO/KINO". Благодаря этим людям, со... |