Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100


 
Оранжевая мама - Дети это весело! Слинги, статьи, книги, фотогаллереи...

Обсуждаем спектакль: Спектакль "Иуда?" - театр "Модерн"

    Спектакль "Иуда?" - театр "Модерн" от {М Годлевская} 26.08.24 13:30
    ответитьx
    Пролог.
    Иногда я думаю о том, что из Святого писания правда, а что вымысел. И даже иногда мечтаю, что если бы я могла вернуться в прошлое, то могла бы раскрыть столько будоражащих сознание человечества тайн... У писателей и режиссеров своя машина времени, но часто такое путешествие оставляет еще больше вопросов...

    Я очень долго этого ждала, и вот свершилось - наконец я увидела на сцене театра "Модерн" завершающий трилогию "Антихрист и Христос" спектакль Юрия Грымова "Иуда?". Напомню, что первые два спектакля трилогии - это "Петр I" и "Леонардо". Однако, была еще постановка "Цветы нам не нужны", которую многие зрители называли прологом к трилогии, и я с ними полностью согласна. Все спектакли серии "Антихрист и Христос" объединены идеей глубокого анализа жизни и деятельности самых значимых личностей в истории, культуре и религии, каждая из которых радикально повлияла на человечество. Или нет?.. Кто стоял за спиной у каждого из них, Антихрист или Христос? Посмотрев все три части, каждый зритель сделает свой вывод.

    Как погрузить всех зрителей вне зависимости от возраста, веры, национальности, гендера, в постановку по известному всем сюжету из Евангелия так, чтобы это было ново, интересно и неожиданно? Как из, казалось бы, пресной научной и религиозной темы создать спектакль, на котором всегда будут аншлаги? Драматургу Александру Шишову и режиссеру Юрию Грымову это удалось. Спектакль начинается с конца, с наших дней, с лекции профессора на тему предательства Иуды, с обсуждения возможной выгоды, ради которой Иуда пошел на этот шаг, с поиска других причин и с предположений, что было бы, если бы Иуда не предал Иисуса. На последний вопрос есть два наиболее очевидных ответа: Иисуса арестовали бы все равно, просто на пару дней позже, или эта страшная участь не постигла бы Христа, но и Божественный замысел не осуществился бы. Очень необычно для театра "Модерн", и это, конечно, заинтриговало, но где-то на десятой минуте лекции от ставшего занудным спора мне стало немного скучно, - хотелось грымовской экспрессии. Вот тут всех зрителей и ждал сюрприз: сначала необычное появление новых участников лекции, оживившее зал, а потом и вовсе молниеносный скачок во времени.

    И перед нами уже не научные дебаты, а омовение Иисусом ног своим ученикам. Это медленное смиренное молчаливое действие, льющаяся на сцену вода, плавные движения персонажей погрузили зал в состояние покоя и мира. На протяжении всего спектакля фрагменты с Иисусом будто бы излучали благодать, такие чувства передать в спектакле - это действительно многого стоит. И на этом фоне коварные замыслы, циничные интриги, эгоизм, трусость и подлость предателей смотрелись особенно зловеще. К тому же, впечатление усиливали дополнительные эффекты, созданные на сцене. Например, Понтий Пилат, выезжающий на сцену на коне, напоминает отсылку к "Откровению святого Иоанна Богослова": "И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными", - ведь здесь можно понимать как смерть в прямом смысле, так и в духовном, что очень подходит к сюжету спектакля. Так, в одном из эпизодов женщина под копытами его коня умирала от жажды, а в другом - под копытами коня лежали мертвые люди. И, конечно, эмоций, как и во всех спектаклях Юрия Грымова, добавляли созданные им потрясающие звуковое и музыкальное оформление и художественный свет, оживляющие такие привычные поклонникам творчества Юрия Грымова декорации. Отдельно хочется отметить гармоничные, детально проработанные костюмы без излишеств.

    Мы привыкли, что в большинстве случаев Христа изображают словно только что сошедшим с иконы, тогда как он - Сын Человеческий, воспитанный в благочестивой семье и освоивший вполне земную профессию плотника. В постановке, или, возможно, это только мое восприятие, Христос показался мне непривычно естественным, приземленным, и, я бы даже сказала, немного дерзким. Тем временем, у него были свои размышления, сомнения, друг и любимая женщина...
в началоназадсообщения 1 - 1 из 1 вперед

login:
password:

информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005