225-й День Рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина я отметила просмотром премьерного спектакля Камы Гинкаса «Записки покойного Белкина», поставленного по двум из пяти повестей цикла «Повести Белкина», написанного в селе Большое Болдино осенью 1830 года. Это совместный проект продюсера Леонида Робермана и Театра МТЮЗ. Подзаголовок: «Спектакль по Пушкину и о Пушкине». Из повестей Белкина выбрана сентиментальная «Метель» и романтический «Выстрел» (так определяет их жанр Википедия, отсылки к которой часто звучат во время действия спектакля, проводя параллель между сюжетом и жизнью самого автора). Лейтмотив спектакля – фатальность судьбы. И в течении двух часов зритель вместе с Пушкиным, игнорируюшим предостерегаюшие знаки и необъяснимо стрeмящимcя к кpaю мpaчной бeздны приближается к неизбежной и известной всем развязке… Спектакль начинается с любимой Пушкиным поговорки: «То – так, то – пятак, то – денежка», отбивающей ритм и задающей мотив игры– игры в театр, искусственную, театральную условность – здесь пишут не пером, а зонтиком, звонят по воображаемому мобильному телефону, а актеры переговариваются друг с другом по поводу выбора «эротического сна»… А первое действие берет начало ну прямо-таки с лубочных персонажей – Прасковьи Петровны (Елена Левченко) и Гаврилы Гавриловича (Дмитрий Супонин) – родителей Марьи Гавриловны (восхитительная Полина Кугушева, в Русалочку которой я не так давно просто влюбилась), той самой, с которой и приключилась почти анекдотичная история… Актеры играют cловaми, пeрeбраcывaя и жoнглиpуя ими как мячикoм в тeнниce. Владимир, возлюбленный Марьи Гавриловны (Сергей Кузнецов), и вовсе занимается дураковалянием. Но вот закружила метель и привнесла, наконец-то, серьезность в повествование. Во второй же части – «Выстреле» актеры уже не шутят. Сергей Кузнецов, превратившийся в Сильвио, одержимого жаждой мести, ведет свой рассказ серьезно и эмоционально. В прозаическое действие спектакля вплетаются стихи Пушкина, строчки из Вяземского и Жуковского, также звучат здесь письма Александра Сергеевича к друзьям и их воспоминания о последних минутах жизни поэта и о Наталье Николаевне… К несомненным достоинствам спектакля я бы отнесла условность в нем актерской игры – без надрыва и заламывания рук, что дает вoзмoжность услышать гармoнию пушкинcкoгo слoва, пoэзию eго вeликой прoзы в нeзамутненнoм видe. А также его музыкальное оформление – здесь звучит музыкa Шoпена, Шубepта и сoвремeнногo кoмпозитоpa Петра Климoва в испoлнeнии солистов камepного оркecтра «Виртуозы Мoсквы» и квapтета «Камeратa». И очень эффектный финал, ставящий точку на жизни поэта.
|