Думаю, что у каждого читателя романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» сложились свои образы его главных персонажей и своя оценка их поступков.
Марк Розовский предложил своим зрителям посмотреть на это произведение великого русского писателя глазами Владимира Набокова, считающего «Анну Каренину» высшим шедевром литературы девятнадцатого века.
Эта идея пришла ему на ум после того, как он перечитал «Лекции по русской литературе», подготовленные Набоковым для студентов колледжа Уэлсли и Корнелльского университета, в которых писатель проанализировал и объяснил действия главных героев романа Льва Толстого «Анна Каренина».
В 2015 году художественный руководитель Театра «У Никитских ворот» поставил на Новой сцене спектакль «Анна Каренина. Lecture», назвав его своим «скромным читательским диалогом с великим Набоковым, который великого Толстого нам преподносит».
При входе в зал зрители видят на сцене шесть профилей огромных фигур из оргстекла, мужских и женских - жёсткие цилиндры, ветреные кринолины... Они будут по х оду действия легко перемещаться, создавая ту или иную мизансцену, оставаясь при этом лишь немыми свидетелями происходящих событий (сценография Александра Лисянского).
Марк Григорьевич в своей постановке очень наглядно представил высший свет Москвы и Петербурга как «развратный Вавилон», Это считывается и в костюмах, и в пластике, и в соответствующих картинках Бердслея на экране, расположенном в глубине сцены.
Роль Лектора исполняет Денис Юченков. Он то и переносит зрителя на страницы романа Толстого, давая по ходу действия «свои» характеристики персонажам, оценки тех или иных их действий, а также рассуждает о самом романе.
Акцент в постановке Розовского сделан на взаимоотношениях трех пар:
Анна Каренина и Алексей Вронский (Виктория Корлякова и Игорь Скрипко) Стива Облонский и Долли (Владимир Давиденко и Наталья Денисова) Константин Левин и Кити Щербацкая (Александр Чернявский и Екатерина Васильева).
Особняком показан Алексей Каренин (потрясающая актерская работа Александра Масалова).
Ну, Каренина я всегда считала положительным героем и очень сочувствовала той безвыходной для него ситуации, в которой он оказался. И на спектакле опять мое сердце «кровью умывалось» от жалости к нему.
Вронский здесь показан таким, каким его видел Набоков - «не очень глубоким, бездарным во всем», «вертопрахом с плоским воображением». Я с такой трактовкой образа не согласна, но с мэтром уже не поспоришь…
Очень понравилась, как показана в спектакле линия Облонских – Стива, просто душка, но очень уж падок до женщин, а для Долли семейное благополучие оказалось важнее уязвленного самолюбия (и с возрастом начинаешь понимать, как же она права). Левин, натура глубокая и думающая, в котором Набоков видит Альтер-эго Толстого, здесь мне таким не показался. Создатели спектакля сделали его лишь внешне похожим на писателя, что, на мой взгляд, не совсем верно.
Кити вообще оказалась ветреной особой – сначала без памяти была влюблена во Вронского, категорически отказала на предложение Левина, а потом вдруг полюбила его и в финале с великой радостью готовится к жизни в деревне в окружении мужа и детей. Просто парадокс…
А теперь главное – Анна, которая для Набокова была воплощением нравственности в романе, несмотря на ее измену.
Меня глубоко тронула игра актрисы, особенно во второй части действия, когда жизнь уже загнала ее в тупик, да еще и весь этот «развратный Вавилон» ополчился против нее. Ну, очень достоверно были переданы все эмоции! Браво!!! Признаюсь честно, на многое мне зачитываемые Лектором строки Набокова просто открыли глаза. Какие-то моменты в романе вдруг приобрели совершенно иное звучание.
Думаю, что стоит вновь, будучи уже подкованной, его перечитать.
Спасибо Марку Григорьевичу, что своей необычной, весьма интересной и яркой постановкой дал такую большую порцию «пищи для ... |