|
|
Марина Абрамова
23.03.2022
Мечтателям здесь не место
Московский игровой театр А. Соколова «Фантазии Фарятьева»
У пьесы Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева» завидная кино- и театральная судьба. В 1976 году Сергей Юрский поставил спектакль на Малой сцене в БДТ, в 1979-м Илья Авербах снял одноименный фильм, но тем не менее Фарятьевы в нашем обществе не переводятся. В Московском игровом театре «Фантазии Фарятьева» поставил Федор Степанов и сыграл в своем спектакле главную роль. Его Павлик Фарятьев – современный мечтатель, он ироничнее, чем этот же герой в спектаклях и фильмах 70-х годов прошлого столетия. Однако он все так же беззаветно влюбляется в Шуру (Юлия Егерева) и ищет ее любви. А Шура на него даже и не смотрит на протяжении всего действия. Ее мечта – незримый Бедхудов, который все никак не сделает предложения, хотя она по нему страдает не первый месяц. В доме у Шуры царит матриархат: энергичная до предела и столь же энергично заботящаяся о дочерях мать (Виктория Медведкина), будто удушающая их своей любовью. Бунтарка-сестра Люба (Виктория Слабун) в «марсианских» ультрасовременных очках. Героини мучают друг друга и мучаются сами. Каждая очень хочет стать счастливой и обрести понимание, вот только этим планам вряд ли суждено сбыться. Ведь от себя никуда не уедешь – Минск или Кобрин, куда так стремится мать Шуры, не прибавит никому счастья. Режиссер создает на сцене мир, в котором каждый сам за себя: все готовы говорить, но никто не способен по-настоящему услышать друг друга. Или увидеть: в этом спектакле вообще редко кто смотрит в глаза другому. И главные темы современной версии «Фантазий Фарятьева» не изменились – одиночество человека, тотальная нелюбовь, тоска по несбыточным и несбывшимся мечтам или по ушедшей молодости, как у тети Павла (Ксения Криницына-Сажина), фанатки The Beatles. Современного Фарятьева, как и 40 с лишним лет назад, когда впервые была поставлена эта пьеса, никто не любит. Мечтатели, грезящие о далеких планетах, по-прежнему никому не нужны, а уж тем паче в современной Белоруссии, раздираемой политическими распрями. Все это зрителю наглядно демонстрирует видеоэкран, он же телевизор. Практичность и человеческий эгоизм – оружие против любых мечтателей и мечтаний. Загвоздка лишь в том, что практичный, здравомыслящий человек не обретет ни счастья, ни даже покоя.
Режиссер-постановщик: Ф. Степанов. Художник: Н. Неласова. Костюмы: С. Мацайло.
Автор : Марина Абрамова
|
|
|