Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
14.04.2003

Михаил Мизюков: Мы не встретимся на тусовке

Михаил МИЗЮКОВ, напоминающий князя из русских былин, вероятно, самый красивый режиссер Москвы. И к тому же самый молодой худрук, имеющий собственный театр-дом. Ему сейчас 38, его театру уже 15. Московский государственный Историко-этнографический знаменит прежде всего тем, что уникален, и аналогов ему нет. Это театр, по крупицам восстанавливающий сокровища народной культуры, театр русского фольклорного сознания, из самых древних глубин выхватывающий таящиеся там воспоминания предков, чтобы перенести их на сцену. Древние игрища, религиозно-обрядовые действа, скоморошьи забавы и святочные гулянья можно увидеть только здесь, в Историко-этнографическом. И важно, что сцена его - именно драматическая. Сам Михаил Мизюков считает себя личностью немодной. Он не тусуется и не мелькает в свете. А лишь витает вместе со своей труппой в мифической великой Руси, являясь непререкаемым авторитетом в области вековых традиций и милой старины.

- Путь вашего театра уже долог - целых 15 лет. И все-таки вспомните для нас в общих чертах, с чего вы начинали, прежде чем дожить до этой даты?

- В 1985 году выпустился из Щепкинского училища наш знаменитый курс, который целенаправленно изучал народное искусство и который в 1988 году стал Историко-этнографическим театром. 10 лет мы существовали самостоятельно, выстраивая свою программу и репертуар, а в 1997 году получили статус государственного театра.

Михаил Мизюков в спектакле "Русский календарь"
- О вашем уникальном направлении ходят легенды, еще немного, и опыт вашего театра станут изучать как пособие… Еще нет такого пособия - "Мизюков и его скоморошество"? "Первые историко-этнографы Москвы"? "Загадка Мизюкова"? Нет, нет, прошу вас, не скромничайте, поведайте миру, что же это такое - историко-этнографическая режиссура, в чем ее отличие от обычной драматической?

- Ах, пожалуйста, но ведь я и не делал из этого секрета! Так вот, я считаю, что самой по себе фольклорной режиссуры быть не может. Поскольку она должна обязательно пройти школу драматических азов. А вот после этого уже можно погрузиться в мир фольклора.

- Неслучайно ведь вы и сами еще учились на режиссерском факультете Щукинского…

- Когда мы только начинали делать свой театр, мы уже понимали, что необходимо именно соединение фольклора с драматической сценой. ("Снегурочка" Островского была нашим первым опытом). И вот основные выводы, к которым я пришел (они, само собой, войдут в пособие, о котором вы так мечтаете). Фольклорный театр - явление более сложное, чем драматический. Потому что без основ классической сцены к фольклорной не подступишься, как бы это ни показалось парадоксальным. Фольклор - это следующая ступень. Без системы Станиславского, без азбуки театра классического и его законов сочинение фольклорного зрелища будет чистой схемой. Да и зрителем любой народный обряд воспринимается только тогда, когда там есть характеры и отношения - то есть "действие" и "конфликт". Любой ритуал должен быть по-актерски прожит. Ведь обряды и в древности исполнялись живыми людьми, правда?

- Ваши открытия достойны хрестоматий! А вот ваш театр, между прочим, совсем не однороден: наряду с его программными вещами - традиционным обрядовым действом "Русский календарь", "Казачьим действом", "Ярмаркой начала века" - есть и иные, сюжетные: "Лесная песня" Л. Украинки, "Шиш московский" Б. Шергина, "Песня судьбы" А. Блока. Все обрядовые спектакли - это ваши авторские сочинения…

- Это уж слишком смело - назвать себя автором народных песен, танцев и обрядов!

- Отчего же, все эти спектакли - именно господина Мизюкова эксклюзивные сочинения. А другая часть репертуара - классические пьесы. И что, по-вашему, вам больше удалось?

- Ну конечно, "этнографическая" часть более своеобразна: это то, чего не сделает никакой другой театр, то, чего больше нигде никогда не увидишь. Но ведь и сюжетные пьесы, которые вы перечисляете, тоже окрашены нашим фольклорным направлением, а как же иначе?

- На каком же пути легче прийти к славе - на этнографическом или драматическом?

- Чисто рационально я понимаю: для громкой известности можно было бы любой наш этнографический спектакль сделать более кассовым и более шумным, если позволить себе пойти против собственных эстетических воззрений. Но я, увы, на это не способен и работаю лишь в свойственной мне манере…
"Шиш московский"

- … по большому счету и серьезно! Так все же Мизюкову удалось познать настоящий успех?

- Если считать настоящим успехом непрерывное мелькание в кино и на ТВ, то, конечно, нет.

- Не скромничайте, ваш театр постоянно показывают по всевозможным каналам, вашу труппу обожают приглашать для инсценировки русских праздников - Масленицы, Святок, Троицы, Рождества. Как какой-нибудь календарный праздник - значит на экране Мизюков с его командой!

- Да, нас всюду зовут. Но если в итоге многие все равно впервые слышат мою фамилию, то какая ж это, извините, популярность? Впрочем, я сам хорошо знаю, в чем лично мой минус: я никогда не занимаюсь самопиаром, не суечусь ради нужных контактов и знакомств, не мотаюсь по тусовкам и не рекламирую себя, где только можно…

- Вы не занимаетесь этим умышленно или просто не владеете данным искусством? Ведь это действительно ремесло, "другая профессия", и к творчеству она отношения не имеет.

- Для кого-то это кайф - тусоваться, крутиться, раздувать саморекламу; я же не испытываю от этого радости. И сам набиваться в знакомства к нужным людям никогда не стану, нет, никогда. Если я что-то и делаю в этом плане, то сильно заставляя себя, потому что понимаю: за мной стоит целый театр. И с этой точки зрения, я, конечно, плохой худрук.

Русалка полевая - Е. Архипова,
Мавка - С. Щеголькова,
"Любовная феерия"
- Но так нельзя жить в наше время, нет, нельзя! Это несовременно!

- Я сразу болеть начинаю, когда мне нужно что-нибудь у кого-то попросить.

- Вы очень старомодный человек, вы знаете об этом?

- Знаю.

- Всем хорошо известен ваш жанр: вы рисуете на сцене "русские картины", "русские пейзажи", этакие гармоничные, элегические полотна. А что нового третье тысячелетие внесло в эту тему?

- Мы и внесли, сделав наш гранд-проект "Ярмарка начала века", который является, между прочим, антологией городских увеселений России. Здесь все, что известно на сегодняшний день о русской ярмарке - потешная панорама райка, "раусы", фольклор трактиров и торговой площади, балаганные представления, пантомима, старинный цирк и медвежий бой.

- Медведи настоящие?

- А как же?

- Ну, а порадуете чем-то свеженьким чисто эстетически, в смысле экзотического режиссерского приема?

- Да вот обдумываю новое открытие народной песни. Это будет совершенно эксклюзивный жанр в сочетании с современным звуком, персонажем и конфликтом …

Мавка - С. Щеголькова
"Любовная феерия"
- Миша, вы один из немногих режиссеров, которые не мыслят своих спектаклей без собственного в них участия. Вы - всегда на сцене, всегда в главной роли, всегда впереди! Вы играете Германа в "Песне судьбы", Того, кто плотины рвет, в "Лесной песне", роковых героев-любовников в "Русском календаре" и "Казачьем действе" - да кого вы только не играете! Вы, как полководец, вечно во главе своего войска. Что, актерские лавры не дают покоя?

- Да, сцена тянет, ничего тут не поделаешь.

- Какое же ваше любимое амплуа?

- Я характерный герой; ведь я же не красавец и не герой-любовник.

- Да нет, вы как раз именно красавец и герой-любовник. Играющий абсолютно на всех музыкальных народных инструментах… Или пока не на всех?

- На всех, на всех.

- Кстати, ваша труппа славится своей красотой. Это целое собрание иконописных, одухотворенных славянских лиц: Татьяна Шарабарина, Наталья Михайлова, Наталья Михеева, Светлана Щеголькова, Елена Калинина, Сергей Васильев, Виктор Присмотров, Дмитрий Колыго, Василий Дышко… О, красавцы, цари и царицы, бояре и боярыни! От сцены глаз не отвести. У вас и жена - первая красавица труппы. Судя по всему, вы вообще тонкий ценитель женской красоты. На что вы прежде всего обращаете внимание при встрече с женщиной?

- Есть такое загадочное понятие - женское обаяние…

- Ну никогда не услышишь от вас чего-то эдакого, остренького, вы вообще ужасно старомодный человек, у вас и жена-то одна единственная, с которой вы прожили уже…

- …шестнадцать лет. А нашему сыну Федюшке уже два с половиной года.

- Вы подозрительно правильный! Вы вообще создаете образ эдакого идеального мужчины. А какая гармоничная личность: ваше внешнее благородство сочетается с достоинствами внутренними - ну просто с ума сойти! Интересно, через что лежит путь к сердцу такого идеального мужчины, как Михаил Мизюков?

- Это должна быть, во-первых, женщина…

>
"Русский календарь"
- Браво.- Истинная женщина. Я очень люблю женщин, правда. И сам весьма ценю внимание, направленное на меня - тогда и в ответ раскрываюсь.

- Ну, а какие мечты еще вам хотелось бы воплотить?

- Хотелось бы сделать настоящую "Русскую свадьбу" в большом историко-этнографическом стиле, некое грандиозное действо, которое на Руси длилось, между прочим, несколько дней. Жница - А. Сметкина, "Шиш московский"

- Так это же будет хит века! Представляю всю красоту… А ведь у вас с Наташей Михайловой тоже была такая свадьба, сыгранная по всем народным канонам?

- Ну, не совсем такая, но что-то похожее.

Беседу вела Ольга Игнатюк

Увеличить

См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005