Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Ольга ФУКС
05.08.2019

От деда до Баха

Театр им. Вл. Маяковского

Л. Петрушевская

«Московский хор»

 

Когда-то «Московский хор» Льва Додина поразил 16-летнего школьника Никиту Кобелева. Затем он стал москвичом, штатным режиссером Маяковки, и, перечитав «Московский хор» Людмилы Петрушевской, понял, что этот текст его не отпускает.

В этой пьесе, насквозь пропитанной бытом, бытовое пространство невозможно из-за причастности к великой музыке (героини поют в хоре и готовятся к участию в Московском фестивале молодежи и студентов) и великой трагедии (война, сталинские репрессии и глобальный посттравматический синдром уцелевших). Художница Моника Портале «опрокинула» спектакль: зрители сидят на сцене, а убогий послевоенный быт с остатками роскоши (белая скатерть, старая лампа) вписан в великолепие театрального зала – метафора столицы, обрастающей сталинскими высотками и ютящейся по коммуналкам. Предельно неудобная для человека, тесная жизнь посреди просторов и богатых интерьеров «хорошеющей» Москвы – то самое «бытие», которое определяет сознание. За место под этой настольной лампой в квартире Лики самые родные люди готовы биться насмерть и писать доносы.

Еще один сильный и беспроигрышный ход – портреты, которые вносят в зал и расставляют по креслам. На портретах – репрессированные родственники актеров (среди них, например, расстрелянный в 1937 году дед Евгении Симоновой), и эти лица создают сильную ауру. На балконе – портреты Баха, Перголези, Моцарта, наше общее достояние.

А рядом с застывшими портретами мертвых актеры «Маяковки» рисуют чуть гротескные портреты живых, отчаянно цепляющихся за жизнь людей. Михаил Евланов – отставного полковника, живчика и бабника Сашу, который от военных подвигов сползает в болото семейных неурядиц. Валерия Куликова и Юлия Соломатина – двух подружек из хора, которые пробиваются сквозь бетон обстоятельств, как наглый и нежный веселый сорняк. Юлия Силаева и Наталья Филиппова – двух сестер из среднего поколения: истинную дочь своей матери-сталинистки и другую, точно рожденную по ошибке, – слишком тянется та к любви, прощению своей несуществующей вины, радости жизни, слишком дорого платит за свое родство. Татьяна Орлова и Евгения Симонова – двух сестер из старшего поколения: несгибаемую сталинистку Нету, в которой слились воедино палач и жертва. И Лику – олицетворение народной души, с ее мудростью, хитростью, долготерпением (порой поверх всякой логики) и витальной силой, на которой, кажется, почти все и держится до сих пор.



Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005