Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Ольга Фукс
15.09.2016

«В ПЫЛАЮЩЕЙ ТЬМЕ», А. ВАЛЬЕХО

ЖИЗНЬ ВСЛЕПУЮ

Антонио Буэро Вальехо известен московскому зрителю по пьесе «История одной лестницы», первой же пьесы, которая была написана им после борьбы с режимом Франко и тюрьмой, где он чудом избежал смерти, – ее в 1990-х годах поставил в Театре им. Пушкина Юрий Еремин. «В пылающей тьме» в постановке Владимира Богатырева (Черная комната РАМТа) – второе обращение к его творчеству. Спектакль одновременно метафоричный (физическая слепота его героев перекликается с мотивом сна разума и отсылает к мировой классике от Эсхила до Метерлинка), исполненный театральной красоты (испанский колорит, маски-половинки, плащи и шляпы) и жгуче актуальный, ибо речь в нем идет об обществе, стремящемся к самоизоляции.

На тесноту Черной комнаты (для игры остался лишь просторный угол) проецируется заданная замкнутость образцово-показательной школы для слепых, ученики которой свято (и слепо) верят, что счастливы. На их лицах – страстная отрешенность и тревожная внимательность людей, чьи остальные чувства обострены до предела. Они отвыкли от белых палок слепцов, научившись ориентироваться в замкнутом пространстве, которое считают почти раем, не зная, что их рай похож на тоталитарную казарму (жест, которым они приветствуют создателя этого рая, недвусмысленно напоминает фашистскую зигу). В их регламентированном раю прекрасно разошлись все роли: лидер, кумир, первая красавица, гуру… Пока однажды не приходит тот, кто расшатает эту конструкцию и научит сомнениям. Свободные в своем плену школяры слышат стук палки – новенький, Игнасио (Александр Девятьяров), не желает от нее отказываться и учить наизусть простое устройство золоченой тюрьмы. Счастью в окуклившемся мирке он предпочитает несчастье в бескрайнем мире и даже смерть, на которую идет почти сознательно. И вопрос, что лучше – жить вслепую, убедив себя, что такая жизнь и есть счастье, или мечтать о невозможном, о созерцании звездного неба, об иных мирах и не врать себе, что счастлив тем, что имеешь, – начинает всерьез беспокоить его однокашников.

Этот внятный и ясный спектакль говорит еще и о живучести системы, которая с завидным постоянством выдавливает любого, кто посеял сомнения в ее справедливости, – хоть Христа, хоть слепого юнца, который органически не способен перестать чувствовать, перестать говорить и позволить себе страх.

Режиссер В. Богатырев. Художник Л. Баишева.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005