Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Майя Крылова
13.09.2016

«ОСУЖДЕНИЕ ФАУСТА», Г. БЕРЛИОЗ

ВСЕ, ЧТО ГЕТЕ ПРОПИСАЛ

По инициативе музыкального руководителя Большого театра Тугана Сохиева в афише театра появился Гектор Берлиоз. «Осуждение Фауста», навеянное шедевром Гете, любимого автора Берлиоза, – нечто среднее между оперой и ораторией. Композитор предназначал этот опус для концертов, но история музыки распорядилась иначе: произведение стало сценическим. Эта вещь, как и все творчество Берлиоза, – для любителей музыкальной романтики. Страстная история любви и потери полновластно царит в «Осуждении»: композитор взял от Гете лишь часть смыслов, большей частью связанных с Маргаритой.

Большой театр пригласил режиссера Петера Штайна, у которого солидный театральный опыт соприкосновения как с «Фаустом» (в драме),  так и с жанром оперы. Штайн не стал переворачивать сюжет с ног на голову, да и нагружать музыкальный спектакль философскими смыслами не решился. В «Осуждении» словно зашифрован смешливый ответ консерваторам, требующим, чтобы на сцене все было «как сказано у композитора» – в его позапрошлом веке.

Вместо убеленного сединами ученого на сцене изначально действует молодой и красивый Фауст – баловень своего эгоизма. Выражение «мается, не находя себе места» у Штайна показано буквально. Герой, лелеющий свою меланхолию, наблюдает за плясками крестьян, заслушивается знаменитым Венгерским маршем, под который умирают солдаты в бою, поет, стоя на скале, созерцательную оду о могуществе природы, посещает вместе с искусителем Мефистофелем городской кабак, переполненный гуляками. И тайно проникает в домик Маргариты, явленной ему в волшебном сне. Среди персонажей спектакля – сильфы и гномы, а также блуждающие огни, кружащиеся в менуэте. Под конец, когда Фауст, стремясь спасти Маргариту, подписывает договор с бесом, юноша обманом оказывается в пылающем аду. Он показан эффектно – не зря на постановку ушло 16 тонн металлоконструкций, которые монтируются около двух дней, а метаморфозы преисподней обслуживают 60 человек технического персонала. Спасенная Маргарита тем временем под разгорающийся свет и пение детского хора возносится к небесам.

Так завершается история о том, что бесплодные умствования ведут к бесплодным чувствам, а грех уныния, смакования «мрачной тоски», о которой поет Фауст, – один из самых больших грехов: демоны приходят именно к унылым.

Дирижер-постановщик Т. Сохиев. Режиссер-постановщик П. Штайн. Сценограф Ф. Вегербауэр. Художник по костюмам Н. Чекки.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005