Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Ирина Алпатова
13.05.2016

«ВИШНЕВЫЙ САД», А.П. ЧЕХОВ

НА ЗАКАТЕ ЖИЗНИ

Андрей Кончаловский продолжает на сцене Театра имени Моссовета свою чеховиану. Вслед за «Чайкой», «Дядей Ваней» и «Тремя сестрами» афишу театра пополнил «Вишневый сад». По традиции Кончаловский выступает не только в качестве постановщика, но и как сценограф. Но в последнем спектакле сменился художник по костюмам: персонажи «Вишневого сада» одеты уже не Рустамом Хамдамовым, но Тамарой Эшба – правда, все в том же чуть театрализованном стиле чеховской эпохи.

Также по традиции режиссер соединяет драматургические и жизненные сюжеты. В моменты перемены декораций на опускающийся занавес проецируются фотографии драматурга и титры с чеховским почерком, идут фрагменты из его писем – о новой пьесе, жизни, как она есть, и ощутимом приближении смерти. «Вишневый сад» – его последняя пьеса: через некоторое время Чехов ушел из жизни.

Да, он считал свою последнюю пьесу комедией, местами даже фарсом. Но в российской постановочной традиции это не укоренилось. В спектакле Кончаловского много смешных фрагментов и актерских эпизодов. Гаев (Александр Домогаров) велеречив и порой по-детски комичен. Нелеп и незадачлив Епиходов (Александр Бобровский). Смешны сцены Дуняши (Александра Кузенкина), так желающей походить на «барышню», и хамоватого Яши (Владислав Боковин).

Но трагичность уходящей эпохи «дворянских гнезд» с их нелепыми, но прекраснодушными обитателями здесь никуда не делась. Смена настроений Раневской (Юлия Высоцкая) выдает в ней «женщину на грани нервного срыва», несчастную, одинокую и потерянную, тем более что Лопахин (Виталий Кищенко), делец без признака эмоций, отнюдь не способен не только поддержать, но и просто понять бывших хозяев «вишневого сада». В нем главное – взять реванш, сравняться с «господами», любой ценой доказать свою состоятельность.

Будущего здесь нет практически ни у кого. Петя Трофимов (Евгений Ратьков) пребывает в последней стадии чахотки и вряд ли дойдет до светлого будущего и уж тем более не доведет туда юную Аню (Юлия Хлынина). Призраком в заброшенной усадьбе поселится Фирс (Антон Аносов), похожий на сказочного гофманского персонажа. Так и останутся они здесь вдвоем – с «покойной мамой» Раневской, обозначенной здесь как Воспоминание (Лили Болгашвили). Она является еще вначале и почти на протяжении всего действия присутствует на сцене в белых одеждах, как безмолвный наблюдатель, готовый принять в свою сферу воспоминаний всех пока еще живых…

Постановка и сценография – А. Кончаловский. Художник по костюмам Т. Эшба.



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005