Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Майя Крылова
13.05.2016

«ДОКТОР ГААЗ», А. СЕРГУНИН

ТРУДНО БЫТЬ ДОБРЫМ

 Спектакль «Доктор Гааз» в театре «Геликон-опера» посвящен Фридриху-Иосифу (в России – Федору Петровичу) Гаазу – московскому врачу и великому гуманисту, жившему в XIX веке. Благодарная память о нем сохраняется до сих пор, ведь другого такого человека не найдешь. Современная опера о Гаазе – признательность потомков, не забывших, что Гааз лечил бедных бесплатно (он вкладывал в медицину собственные деньги, отчего умер в нищете), что его милосердными хлопотами были отменены мучительные кандалы у каторжников и улучшены условия содержания заключенных.

Автор либретто, замечательная писательница Людмила Улицкая, давно мечтала отдать дань Гаазу, которым восхищалась с юности. Музыку написал молодой композитор Алексей Сергунин. Он определяет свое творение как «сюрреалистический коллаж» – в том смысле, что иными средствами не расскажешь о жизни праведника, которого сограждане, утомленные беспрестанными гаазовскими просьбами о материальной помощи сирым и убогим, называли юродивым и чуть ли не сумасшедшим.

Одиннадцать эпизодов спектакля (его поставили дирижер Валерий Кирьянов, режиссер Денис Азаров, художники Дмитрий Горбас и Ваня Боуден) – не последовательная биография Гааза. Подобно тому, как в музыке сплелись жанровые контрасты, от элементов барокко и джаза до сентиментальных романсов и минимализма, сценическая картинка тоже собрана из отдельных элементов. На ось жизни Гааза как бы нанизываются элементы истории – общественной и частной. Здесь и война 1812 года с кровавыми смертями и антивоенным, в принципе, пафосом, и драма сестры доктора: за хлопотами о брате ушла в никуда ее личная жизнь. Горько-саркастический хор каторжников времен Сталина (с цитатной песней «Товарищ Сталин, вы большой ученый…») смыкается с пронзительным видеомонтажом лиц заключенных. Глухая стена на заднике приоткрывается маленькими окошками, из которых стараниями хора «рвется» и человеческая низость, и человеческая скорбь. По помосту бредут раненые солдаты, оборванные каторжники, спесивые аристократы. А святой доктор на карачках собирает брошенную последними милостыню, напоминая нам, что смирение и милосердие – соль земли.

Режиссер-постановщик Д. Азаров. Дирижер-постановщик В. Кирьянов. Художник-постановщик Д. Горбас. Художник по костюмам В. Боуден.

 



См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005