Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Елена Левинская
15.11.2013

«ОТЕЛЛО», У. ШЕКСПИР

Фрейдистские подтексты, музыкальный строй от Баха до попсы, бешеная энергетика актерской экспрессии – и вы четыре часа как под гипнозом. С вами говорят на языке подсознания с помощью бессвязных, но мучительно страстных картинок-«снов», подписанных, как мелом по доске, обрывками каких-то фраз на экране. Рабочие сцены, которых вдвое больше, чем актеров, лавируя меж персонажами, вносят и уносят коробки, вешалки, кирпичи, детские игрушки, фикусы в горшках и тому подобное, напоминающее о чем-то любимом, знакомом, например о спектаклях Някрошюса, давнего кумира постановщика. Под надписью «памяти Андрея Краско» идет пантомима-клоунада. На тесной кухне Яго жарит и ест яичницу. Дважды полностью разбирается и собирается планшет сцены, а вы завороженно пребываете в самом, по слову Гоголя, приятном для русского человека положении, когда ни о чем не думаешь, а между тем мысли сами лезут в голову.
Изобилие ассоциаций и не сведенных воедино режиссерских намерений наводит на мысль об известном в искусстве явлении: художник, пытаясь выйти из кризиса, воплощает сам этот кризис. «А Муза и глохла и слепла/ в земле истлевая зерном/ чтоб после, как Феникс из пепла» – звучит со сцены ахматовское «Забудут…». И постепенно на ваших глазах история о мавре, задушившем кристально честную жену, оборачивается сегодняшней рефлексией на тему мужского страдания и женской неверности.
Есть он – это не только Отелло, но и Яго, который в великолепном исполнении Тимофея Трибунцева воспринимается как безжалостный внутренний голос страдающего Отелло – Дениса Суханова. И есть она – все женщины мира: Дездемона Марьяны Спивак меняет парики, грим, костюмы, манеру поведения и, многоликая, рассыпается как персонаж. Лишь одно неизменно – губительная притягательность ее тела. Кульминацией становится блестящая «пресс-конференция» (у Шекспира это разговор Эмилии и Дездемоны): вопросы из зала задает Яго, а три женщины на сцене, тонко улыбаясь, говорят, что измена – такая малость, все зависит от цены. Это звучит очень правдиво и современно. Нет здесь ни верной Дездемоны, ни ее удушения, ни трагического прозрения и самоубийства Отелло. Только истерзанные он и она, сидя бок о бок в финале, обреченно глядят прямо вам в душу.
Режиссер Ю. Бутусов. Художник А. Шишкин. Композитор Ф. Латенас.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005