Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Игорь Корябин
17.09.2012

«Бег», Н. Сидельников

Три часа десять минут мы бежали, сидя в мягких креслах зрительного зала Камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского. Бежали медленно, неторопливо, словно во сне. Но так и должно быть, ведь речь идет о мировой премьере оперы Н. Сидельникова (1930 – 1992) «Бег» по одноименной пьесе М. Булгакова, которая и есть композиция восьми снов – тяжелых, затяжных, контрастных и леденящих… Оперу Сидельникова все же уместнее назвать музыкально-драматическим произведением для музыкального театра, несмотря на то, что все формальные атрибуты жанра, конечно же, сохраняются. Современный оперный мелодекламационный материал в подавляющем большинстве случаев вообще тяготеет к такому определению, и опера «Бег» не исключение.
Из-за чрезмерной продолжительности произведения – пять часов чистого звучания! – композитор так и не увидел его на театральной сцене. Пьесу Булгакова он практически дословно положил на музыку, и это сделало исполнение оперы в один вечер весьма проблематичным. А любые купюры автор всячески отвергал. В преддверии его 80-летия Камерный музыкальный театр, еще на заре своего существования завоевавший репутацию лаборатории современной оперы, получил эксклюзивное разрешение на сокращения от дочери композитора. Его ученик К. Уманский сделал редакцию авторской партитуры для камерного оркестра, не нарушив драматургию и сохранив форму и количество снов. И у Булгакова, и у Сидельникова снов-картин восемь: по два сна в каждом из четырех действий. В премьерной двухактной постановке наоборот: по четыре в каждом действии.
В спектакле занято рекордное для труппы этого театра количество участников, но режиссер-постановщик О. Иванова абсолютно уверенно управляет этой огромной армией персонажей. Образ-архетип белогвардейского генерала Хлудова (Михаил Гейне), а также образы-гротески представителей других социальных слоев – генерал-запорожец Чарнота (Роман Шевчук), страдающая Серафима (Екатерина Большакова), благородный Голубков (Леонид Казачков), бесшабашная Люська (Александра Мартынова) и омерзительный Корзухин (Борислав Молчанов), – суть большие актерско-режиссерские работы. Постановка заключена в абстрактную, но при этом достаточно динамичную сценографию и одета в реалистичные костюмы воссоздаваемой эпохи. Главная изюминка спектакля – «кинематографичность», не ослабевающая ни на миг по ходу развития действия. В нем философская «метафизика» пьесы Булгакова наполняется живым театральным реализмом, которому веришь безоговорочно. Пусть это и не опера в привычном понимании, но в постановке О. Ивановой именно «музыкально-психологический театр» и является тем, ради чего непременно нужно увидеть этот спектакль.
Режиссер-постановщик О. Иванова. Художник В. Вольский. Художник по костюмам М. Вольская. Дирижер-постановщик В. Агронский. Балетмейстер А. Ищук. Хормейстер А. Верещагин.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005