Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Владимир Котыхов
17.09.2012

«Ромео и Джульетта», С.С. Прокофьев

Сегодня в это трудно поверить, но в 30-е годы прошлого века многим и многое казалось скучным, формальным и нетанцевальным в партитуре балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Злые языки шутили: «нет музыки печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Руководство Большого театра, заказавшее в 1934 г. этот балет композитору, вновь и вновь требовало от него переделок. Дошло до того, что пытались пристегнуть счастливый финал. Юные герои не погибают, любовь торжествует, а вместе с ней мир во всем мире и социалистический оптимизм!
В общем, натерпелся с этим балетом Прокофьев. Но после постановки, осуществленной в 1940 г. балетмейстером Леонидом Лавровским на сцене Кировского театра в Ленинграде, а затем в той же хореографии спустя шесть лет в Большом театре в Москве, на прокофьевскую «Ромео и Джульетту» обрушится триумф. Балет станет шлягером ХХ века. К музыке Прокофьева будут обращаться как балетмейстеры-классики, так и те, кто придерживается авангардных взглядов на танец.
Долгое время постановка Леонида Лавровского в главном театре страны считалась главной и на всем советском балетном пространстве. Однако иное время требует иных танцев. И в 1979 г. страна получает новый балет «Ромео и Джульетта» в постановке Юрия Григоровича. В премьерных спектаклях были заняты фантастические артисты – Наталия Бессмертнова (Джульетта), Александр Богатырев (Ромео), Александр Годунов (Тибальд), Михаил Цивин (Меркуцио). Шестнадцать лет спектакль Григоровича крепко держался в репертуаре Большого, а потом был сброшен с корабля современности.
И вот, капитально возобновленный, балет Григоровича возвратился к зрителям. Он стал более динамичным, действие уплотнилось, теперь спектакль идет с одним антрактом. Но при этом балет не потерял своей танцевальной притягательности и режиссерской выстроенности. Не утратили насыщенного трагического звучания и декорации Симона Вирсаладзе. В балете заняты молодые солисты Большого театра, предлагающие свои трактовки шекспировских образов: Нина Капцова, Екатерина Крысанова, Анна Никулина (Джульетта), Руслан Скворцов, Артем Овчаренко, Александр Волчков (Ромео), Михаил Лобухин, Юрий Баранов, Павел Дмитриченко (Тибальд), Андрей Болотин, Дмитрий Загребин, Вячеслав Лопатин (Меркуцио). Не стоит их сравнивать с теми, кто когда-то блистал в спектакле Григоровича. Они совсем другие. Сам Юрий Григорович так говорит о нынешней версии «Ромео и Джульетты»: «Сейчас в Большом театре этот балет будут танцевать те, кто на сцене его никогда не видел, разве что в раннем детстве. Это не попытка дважды войти в одну реку. Мне хочется оживить шекспировские образы в новом времени, вернуться к вечному сюжету и к вечной – действительно, вечной – музыке. Для меня очень важны и личные воспоминания о Наталии Бессмертновой – первой Джульетте моей постановки. Она во многом и вдохновляла тогда мои поиски. Ее индивидуальность столько определила в том нашем общем балете...»
Либретто С. Прокофьева, С. Радлова, А. Пиотровского в редакции Ю. Григоровича. Хореограф-постановщик Ю. Григорович. Сценография и костюмы С. Вирсаладзе. Дирижер-постановщик А. Аниханов.
Фото Д. Юсупова/Большой театр

См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005