Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Ольга Игнатюк
14.09.2012

«Записки сумасшедшего», Н.В. Гоголь

Эта «вечная история маленького человека», по словам Белинского, достойная кисти Шекспира, в самом деле удивительна. Недаром театры вновь и вновь предлагают нам выслушать монолог Поприщина, этого жалкого человечка с его жалкой жизнью и его психической болезнью, – поскольку человеческая душа с ее заблуждениями и изъянами до сих пор не претерпела изменений.
Огромное стекло, в которое упирается наш взгляд по ходу действия, рождает целую вереницу метафорических смыслов: это и витрина, за которой мы наблюдаем жизнь Поприщина, и зеркало, в котором мы, конечно же, видим себя, и зазеркалье, куда погружена чужая душа, и непроницаемая стена между миром и человеком. Эта стена, как видно, вечна, у каждого она своя. Нам же сейчас явлен очередной пример сооружения этой непреодолимой преграды между индивидуумом и миром. И, может быть, это один из главных экзистенциальных сюжетов человечества.
Перед нами, в лице тихого титулярного советника, – модель отчаянного человеческого одиночества. Этот маленький старичок с затравленным взглядом, это бесполое существо с высоким старческим голосом и однообразными беспомощными интонациями – родной брат гоголевского Башмачкина. Такой же изгой, не смеющий принять участия в жизни и хотя бы попробовать вписаться в нее. Страх перед жизнью, кстати, распространенный диагноз. Здесь же этот страх превратился в кошмар, и наш герой, боязливо замкнувшись в свой стеклянный футляр, живет не жизнью, а лишь представлениями о ней.
В игре Юрия Краскова мало театрального. Но как раз эта самосозерцательная, тихая игра заставляет и нас погрузиться в тихую и трагичную «антижизнь» Поприщина. Он – тайный созерцатель бытия. Он наблюдает из своего зазеркалья петербургские будни и дела своего департамента (куда, забывшись, отчего-то не ходит уж три недели), давая всему весьма странные и дикие характеристики. Он робко влюблен в дочь своего начальника и пытается следить за ее собачонкой, чтобы выведать секреты своей возлюбленной. Потом он начинает подслушивать диалог собак все с той же целью. Лишенный нормального человеческого общения, он заменяет его собственными фантазмами: в больном воображении своем блуждает по временам, странам и континентам, – то превращаясь в испанского короля Фердинанда, то объявляя нам, что Земля завтра сядет на Луну. Этот странный наблюдатель, пленник фантомной жизни, отвергнутый жизнью реальной и презираемый ею, вызывает наше сострадание. Глядя в бескровное серое лицо этого бедняги, не смеющего жить, мы испытываем тревогу и за остальное человечество. Поскольку все мы братья и сестры, и чей-то одинокий голос, вопрошающий «существую ли я в этом мире?» – это и наш общий голос. У каждого в тайниках души найдутся подобные вопросы, как и своя клетка, из которой он не в силах вырваться. Об этом всем полезно поразмышлять.
Руководитель постановки Р. Туминас. Сценография и костюмы М. Обрезкова. За роялем Н. Гаврилова.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005