Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Жанна Филатова
16.06.2011

«ВРАГИ: ИСТОРИЯ ЛЮБВИ» , И. Башевис-Зингер

Современный, стильный, захватывающий, глубокий – вот, пожалуй, самые точные определения нового спектакля театра «Современник» «Враги: история любви», созданного по роману нобелевского лауреата Исаака Башевиса­Зингера. «Враги» повествуют о нескольких трагических судьбах людей, чудом уцелевших во Второй мировой войне, переживших ужасы нацизма и пытающихся найти себя в мирной жизни. Действие разворачивается в Нью­Йорке, в 1946 году.
Из романа создатели спектакля выделили одну линию – историю любви писателя Германа Бродера (Сергей Юшкевич) к трем женщинам: спасшей его от нацистов польке Ядвиге (Алена Бабенко), к страстно желающей его бывшей узнице концлагеря Маше (Чулпан Хаматова) и к жене Тамаре (Евгения Симонова), что появилась в жизни Германа спустя 10 лет после известия о ее гибели. Три женщины и один мужчина связаны друг с другом отношениями, из которых они не могут найти выхода. И причина этой безнадежной ситуации в прошлом каждого из них, в том, что их психика искалечена, что их души обожжены, их память о смерти сильнее, чем их жажда жизни.
Герман Бродер во время войны прятался на сеновале и на всю жизнь запомнил боль от коснувшегося его нацистского штыка и тот всепоглощающий, звериный страх быть пойманным, что охватил его тогда. Он и в мирное время чувствует себя животным, на которое идет охота. И вот он бросается от одной женщины к другой, словно бежит от самого себя. Но одновременно он бежит и от каждой из них в надежде, что любовница Маша избавит его от уже невыносимой ему жертвенности Ядвиги, а мать его погибших детей Тамара защитит от пылкой, ненасытной Маши, ищущей забвения в утехах плоти; в объятиях же Ядвиги он забудет своих умерших ребятишек и обреченную на вечную скорбь, будто обескровленную горем Тамару. И так изо дня в день… Снова и снова. Война лишила Бродера воли, у него остались только два инстинкта: инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода. Но для того чтобы вернуться к нормальной жизни, чтобы быть мужчиной, чтобы быть человеком, этого оказывается слишком мало…
Планшет сцены чуть наклонен к зрительному залу и представляет собой металлическую решетку с проложенными через нее узкими полосками рельсов, по которым движутся черные плоскости­ширмы, мгновенно перенося зрителей из одного места действия в другое. Вот редакция, вот комната Ядвиги, вот уголок, где обитает Маша, вот улица, а вот пустое, освещенное синеватым светом пространство, по которому бесшумно движется лодка то с живыми героями, то с умершими… Может быть, это река жизни, а может быть, смерти? Этот мощный сценический образ будет не один раз «прерывать» историю героев, придавая их взаимоотношениям трагическое звучание.
Несмотря на условность сценографического решения «Врагов», игра всех без исключения актеров предельно реалистична и обладает почти документальной достоверностью. Такая правда жизни на сцене отечественного театра уже стала большой редкостью, но в театре «Современник» доказали, что это все еще возможно…
Режиссер Е. Арье. Художник С. Пастух. Композитор А. Беньямин. Хореограф Н. Андросов.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005