Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100




Место для рекламы
Евгения Артемова
07.04.2011

«МОЦАРТ И САЛЬЕРИ. РЕКВИЕМ», Н.А. Римский-Корсаков, В.А. Моцарт

Новый спектакль «Геликона» соединил сразу две мистические истории, связанные с именем Моцарта: историю о том, как он, приняв заказ от человека в черном, писал свой Реквием – заупокойную мессу на собственную смерть, и о том, как Сальери, волею Пушкина прочно ассоциируемый с отравителем Моцарта, не выдержав скромности собственных талантов рядом с гением, подсыпал ему в бокал с вином яду. За основу постановки авторы взяли некогда популярную камерную оперу Н.А. Рим­ско­го­Кор­са­кова «Моцарт и Сальери» по «маленькой трагедии» А.С. Пушкина и уве­личили ее почти вдвое, включив Реквием Моцарта.
Мистический дух спектакля, погруженного в полумрак, затягивает зрителя почти сразу же. Художественный ряд насыщен символикой. Черно­белое решение – основа сценографии. Скупые декорации – белый рояль, черный квадрат подмостков, канделябры и парики XVIII века (белый у Моцарта, черный у Сальери) – соседствуют с ассоциативно­изобретательным видео­артом Дениса Енюкова. Впечатляет, например, момент, когда Сальери, раздираемый чувствами зависти и преклонения перед новым сочинением Моцарта, которое тот принес ему наиграть, сжимается от собственного яда и тенью мятущегося тарантула отра­жается в видеопаутине, опутывающей пол­сцены. Красиво продуманы мизансцены во время звучания Реквиема: хор, врезавшийся клином в сцену, – в дымке приглушенного света; а в черном квадрате подмостков – аллего­рическое взаимодействие квартета солистов, среди которых оказываются Моцарт, Сальери и две дамы: в черном (меццо­сопрано Александры Ковалевич) и в белом (сопрано Екатерины Требелевой). Здесь символическую роль выполняют и цвета одежды, и движения, и позы... И все это направлено на раскрытие тем «добро и зло», «гений и злодейство»…
Звучание же оперы в постановке Геликона – это, пожалуй, главное ее достоинство. Чувственно­экспрессивное исполнение солистов соединяется с отличным вокалом и актерской одухотворенностью. Моцарт у Василия Ефимова вышел беззаботным и веселым, Сальери Дмитрия Скорикова – фигура надрывная и драматическая. Но самое главное – это выверенное музыкальное целое. Замечательная архитектоника звучания, в которой солисты, великолепный хор и оркестр неразрывны. Константин Чудовский встроил тончайшие нюансы авторских партитур в единый одухотворенный поток и сумел организовать это музыкальное полотно так, что мелодическая красота оперы Римского­Корсакова и духовная мощь Реквиема Моцарта слились воедино, оставляя яркий след в умах и сердцах слушателей.
Руководитель постановки Д. Бертман. Режиссер И. Ильин. Музыкальный руководитель и дирижер К. Чудовский. Сценография и костюмы И. Нежного, Т. Тулубьевой. Хормейстер Д. Кирпанев.


См. также:


 ТРЕТИЙ ЗВОНОК
 Ближайшие премьеры
 После репетиции
 Зеркало сцены
 Сны массовки
 Бенефис
 Выбор зрителя
информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2005