|
21.05.2003
Василий Сигарев: Я просто рассказываю о страстях и бедах человеческихПоследние театральные сезоны принесли драматургии и театру новое имя - Василий СИГАРЕВ. Его пьеса "Пластилин" появилась в постановке режиссера К. Серебренникова на сцене Центра драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина. Вслед за ней Театр им. Гоголя (режиссер С. Яшин) и театр "У Никитских ворот" (режиссер М. Розовский) поставили пьесу Сигарева "Черное молоко". Творчество начинающего драматурга вызвало широкий общественный резонанс, о чем свидетельствуют и реакция публики и список премий, которыми оно отмечено: "Открытие Любимовки", "Дебют" и "Антибукер" (за пьесу "Пластилин", 2000 год), "Эврика" (за пьесу "Черное молоко", 2000 год), "Evening Standard Theatre Award" (за пьесу "Пластилин", 2002 год) и премия "Новый стиль" (за пьесу "Божьи коровки возвращаются на землю", 2002 год). - Василий, вы написали 15 пьес. О чем они, на какие темы? - Это разные пьесы. Но главная тема в них это Человек, его истории, страсти, беды и прочее. Я всего лишь рассказчик. Не философ, не моралист, не политик. Просто рассказчик. У меня есть и комедии, и пьесы гротесковые, абсурдные, разные. - "Пробиваете" ли вы их на сцену? - Это нужно делать обязательно, иначе театры никогда не удосужатся их найти. Но я очень ленивый и потому занимаюсь этим редко. Но это стоит делать, и я советую всем драматургам поступать так. Иначе ничего не будет. - Немножко расскажите, пожалуйста, о родителях, о раннем периоде жизни на Урале, в Верхней Салде, Свердловской области. Этот период "сидит" в вас, питает чем-то? - Я прожил в Верней Салде 20 лет. В семье нас трое братьев, я средний. Мать работала на птицефабрике, отец - на заводе. И пока еще все мои пьесы родом из детства - это какие-то впечатления, люди, события. Возможно всего этого хватит на целую творческую биографию. И к тому же сейчас жизнь уже не кажется такой яркой, как тогда, а искусство должно быть ярким, чуть выше, когда даже зло не кажется злым. - Когда вы впервые попали в театр и помните ли, что смотрели? - Впервые я попал в театр на премьеру своей пьесы "Метель", по повести Пушкина. Я только закончил тогда первый курс театрального. А поступая к Коляде, я читал только одну пьесу "Вишнёвый сад". Может быть, именно сейчас театру как никогда необходима подобная девственность, невинность. Его нужно очищать от штампов, от банальностей, от мусора, захламившего его. Все пытаются делать как правильно, а необходимо иногда начинать с чистого листа, потому что правда не всегда есть истина. А зная правду, сложно искать истину. И уж тем более невозможно её найти.
- Это произошло совершенно случайно, я возвращался из Перми, где хотел поступать в медицинский, но меня не поселили в общежитие. Я вылез на вокзале в Тагиле и спросил у людей, есть ли здесь институт, мне показали дорогу, я пошел и поступил. А через три года увидел объявление о приёме в театральный, где говорилось, что преподавание ведётся по программам Литинститута. А так как я всегда хотел учиться в Литинституте, то по дороге от объявления к выходу я зашел в деканат и забрал документы. Больше я там не появлялся. - Сейчас вы заканчиваете Театральный институт в Екатеринбурге, курс драматургии Н. Коляды. Что дала вам учеба? - Я стал писателем. Может быть. - О чем ваша дипломная пьеса? - Этого я не скажу. Я не люблю говорить о ненаписанных пьесах, о нерожденных детях. - Василий, ваша пьеса "Пластилин" идет в Лондоне и в Москве. Расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях от этих постановок. Нельзя ли сравнить их? - Английский и наш театры очень разные и поэтому сложно сравнивать постановки. Тем более что я видел в Лондоне и "Черное молоко". Тут нужно сравнивать театральные школы, а я этого делать не умею и не хочу. - "Черное молоко" идет в двух театрах в Москве. Каковы ваши впечатления от них? Какой вам представляется сегодня жизнь русской провинции? - Очень приятно, что сразу два театра обратились к моей пьесе. Но более важно то, что Москва наконец-то решила взглянуть на провинцию другими глазами. Узнать, что там, где нас нет и никогда не будет. Ведь гораздо проще ничего не знать. Я не знаю, и мне спокойно - все у нас хорошо. Но это не так. Совсем не так. Болеть должно у всех.
- Что-то там придумано, что-то просто логически вытекло из похожего. Но есть детали, которые может придумать только сама жизнь. Я не Бог и не могу придумать людей, я могу только поставить их в особые обстоятельства. Это закон, это Станиславский, это Чехов. И не важно, есть ли подобный полустанок на самом деле - есть сотни похожих. - Скажем прямо, материальный "образ" в пьесе "Пластилин" не совсем обычный, правильнее сказать - такого еще не было на сцене: мужской член из пластилина. Как такое могло придти в голову? - Эта история была на самом деле. Я слепил член из пластилина и посоветовал брату показать его одной учительнице, чтобы она перестала ходить в мужской туалет. В результате его выгнали из школы. И уже потом я подумал об этом как об образе. Символе протеста.
- Самоограничение художника - это его искренность. Нужно уметь ограничить себя во вранье, чего многие делать не умеют. И если нравственность врёт, это уже не нравственность, это ханжество в её одеждах. Чтобы очиститься, надо увидеть грязь, прикоснуться к ней, оттереть. - "Пластилин" - это ряд беспросветных по жестокости картин. Другое дело - "Черное молоко", где герои проходят путь от каких-то подонистых существ до личностей с людским обликом. Когда вы писали эти пьесы, у вас было разное настроение, изменилось воззрение на мир? - Просто это разные истории и рассказать их можно было только по-своему. Так, как они рассказаны сейчас. - Пишете ли вы прозу? - Раньше я писал прозу, но сейчас уже нет. Моя проза - это мои ремарки. Там я реализуюсь, как прозаик. Пока мне хватает этого.
- Это премия за британские театральные достижения. В разные годы её получали Том Стоппард, Николь Кидман, Ванесса Редгрейв, Кевин Спейси, Лоуренс Оливье, Марк Равенхилл. Из русских только Юрий Любимов в 83 году. Премию мне вручал Том Стоппард. И слова, которые он произнес на вручении, были мне дороже самой премии. Что он сказал, я не буду повторять. Из скромности. - Знаете ли вы английский? - Знать английский после нашего образования невозможно, но я пытаюсь учить его самостоятельно. - Должен ли драматург быть конфликтным человеком?
- На каком слоге делается ударение в вашей фамилии? - На первом. - Как вы представляете себе свое будущее? - О будущем можно говорить только так: хотелось бы… А хотелось бы многого. Время покажет источник: "Театральная Афиша"
См.также:
|
Cannot #EXEC file due to lack of EXECUTE permission |