|
А.Томская
05.03.2001 Астрал и актерский кайфТеатр на улице Чаплыгина похож на искусно сделанную дорогую игрушку: фойе, зал, гримерки, проходы за сценой - небольшие, миниатюрные. Но искусство - реально, и зрительская любовь, родившаяся в театре после первой же премьеры - "С весной я вернусь к тебе" 1974 года - настоящая. В "Табакерке" большинство артистов молоды и перспективны. Одни из самых ярких представителей этого поколения - Ярослав Бойко и Алексей Гришин. В Киеве над крутыми обрывами и взбирающимися вверх улицами днем блестит на солнце владимирский крест. Когда город засыпает, то выше него, днепровских пляжей и зелени Гидропарка, в ночном небе вспыхивает Марс. Этот мерцающий, как сигарета после затяжки, огонек видел основатель Киева, Ярослав Мудрый. Гораздо позже, уже во времена метро и автобусов, с острова посреди Днепра глядел на красный шарик другой Ярослав. Тогда - житель каштанового Киева. Теперь - актер московской "Табакерки". Его театральное образование - два года Киевского театрального института и Школа-студия МХАТ, которую он закончил в 1995 году, сыграв в дипломном "Вишневом саде" Лопахина. Среди мятущихся и неблагополучных, неудачливых и тоскующих, Лопахин-Бойко был практичным, почти прагматичным. Но вся его купеческая сметливость рождалась от сознания собственной ненужности. А яростный взрыв веселья после покупки имения горек и безнадежен: "О, скорее бы все это прошло!.." Этой ролью Ярослава восхищался В.Я.Виленкин, заведующий кафедрой искусствоведения Школы, замечательный знаток русской поэзии. Бойко - один из немногих молодых актеров, который, будучи не с курса Табакова, был приглашен им в свой театр и работает там до сих пор (за четыре года пребывания в труппе он сыграл семь ролей). Журналисты и зрители искусственно создали ему имидж плейбоя, однако сам Ярослав с этим не согласен: "На сцене у актера имиджа быть не может, поскольку герои - люди сложные и трудно втискиваются в какие-то ни было рамки. Вообще до конца не понимаю, что такое "имидж". На память о детстве у Бойко остался легкий выговор, который на сцене почти не слышен: гласные звуки чуть короче тех, к которым привыкли мы. Эта особенность речи придает его героям немалую притягательность: неожиданное сплетение сценического образа и голосового ритма становится иногда той козырной картой, которая помогает выиграть партию. Характерная черта сценических образов Ярослава - одиночество, которое герои стараются скрыть под масками циничности и грубости, брутальности и жестокости. Бойко третий по счету актер, играющий рядового Джозефа Виковского в спектакле "Билокси-блюз", который уже 11 лет идет на сцене "Табакерки". Этот спектакль, инсценировка пьесы Нила Саймона, история времен второй мировой войны, об отношениях шестерых действительных рядовых разных национальностей и жизненных принципов и их сержанта. "Виковский - нормальный человек со своими плюсами и минусами. Он живет так, как ему хочется, и с точки зрения других порой поступает неверно. Но Виковский по-своему прав больше, чем рядовой Эпштейн со своими принципами, поскольку он знает, что такое армия и существует в соответствии с ее законами." Когда Виковский стоит в строю, его скуластое лицо абсолютно спокойно, и лишь иногда заиграет на губах еле заметная полуулыбка. "Я не обсуждаю приказы, сержант, я их просто выполняю," - говорит он, и порою кажется, что в строю не человек - машина. Два года службы в рядах Советской Армии помогли Бойко найти верное решение образа, и, видимо, нет особого различия между молодым американцем польского происхождения и украинским пограничником. И, видимо, нет разницы, где проводить марш-бросок: в болотах Мисиссипи или приграничных лесах. Виковский-Бойко никогда не ударит первым, но хлестнуть словом может: если не ты собьешь с ног, собьют с ног тебя. Так поступает и Тай из "Старого квартала"(инсценировка пьесы Теннесси Уильямса режиссера Андрея Житинкина). "Житинкин - режиссер, с которым очень удобно работать: ко всем своим достоинствам, он не мешает актеру искать образ." Тай никого не жалеет, потому что никто и никогда не жалел его самого. Он зол, но злоба его невероятно горька, и именно поэтому он неожиданно взрывается на нытье своей Джейн. Тай невоспитан, груб и порочен, но его черные глаза, внезапно чуть потускневшие, как запотевшее зеркало, полны тоски и сознания своего одиночества. Он выживет, будьте покойны, выживет любой ценой, как в той песенке, которую поет негр в баре за углом: "Не имеют значения, как разбиваются жизни. Нужно выжить, выжить как-нибудь..."
Актера можно проверять на детской аудитории, и Ярослав ухитрился выдержать это испытание. "Ундина", спектакль МХАТ им.Чехова, ведет свою сценическую историю еще со времен Станиславского. Сейчас его показывают как детский утренник, хотя Бойко в роли Ганса фон Виттенштейна способен увлечь философской сказкой и взрослую аудиторию. Непривычная для утренника тишина устанавливается в большом зале: Ганс, ослепленный страстью, переживает боль с истинно детским отчаянием. Сам как ребенок, глядит он на графиню Берту и с детской жестокостью учиняет допрос Ундине: "Ты целовала мою одежду? Становилась на колени перед моими портретами? Любишь ли ты меня больше Бога?" Ганс погибает - его убивает смесь звериной страсти и детской жестокой непосредственности.
Эта же смесь губительна и для другого героя Бойко - Парфена Рогожина из премьерного спектакля Театра п\р О.Табакова "Идиот" (постановщик Александр Марин). Детская неподготовленность к людским подлостям и темная, слепая, животная страсть делают Рогожина убийцей. Он убивает, чтобы избавиться от безумия любовной горячки, и тем страшнее траурный пустой взгляд, рука, механически гладящая по волосам Мышкина, и хрипловатый голос, спокойно, почти безжизненно говорящий: "Я ее клеенкой закрыл, хорошей, американской..." * * * Кроме пьянящего запаха ташкентских улиц, в детстве и юности Алексея были другие увлечения - в шестнадцать он уже был вожатым и воспитателем первого отряда в пионерском лагере. В Ташкенте закончил СПТУ по специальности электросварщик. Поехал в Москву поступать на актерский факультет, но не случилось, пошел на юридический в Гуманитарный университет. Отучился семестр и бросил: уже болел театром. И вот - счастливый случай, Судьба, Провидение, как угодно - Школа-студия МХАТ, с мастером - Табаковым. На курсе был одним из самых одаренных студентов. На четвертом курсе Табаков пригласил к себе, в театр под собственным руководством, уже почти официально носящий имя "Табакерка". Загадку феномена актера пока не удалось разгадать ни журналистам, ни самим жрецам Мельпомены и Талии. Сама профессия предполагает некое отличие от обычных людей. Алмазный дрожащий блеск звезд в ночном небе сродни таинственному свечению актерского "Я". Они получают любовь из Космоса и отдают ее зрителям, как проводники и своеобразные аккумуляторы, постигая в такие моменты "Истину актерского кайфа". Таковы Ярослав Бойко и Алексей Гришин, служители великого вечного искусства. Актеры - святые и грешные, вдохновенные и приземленные, почти гениальные и чуть-чуть сумасшедшие. Сумасшедшие с точки зрения обычных людей, но кто знает - может быть, они-то как раз и адекватны тому миру, что окружает нас?.. источник: "Театральная Афиша"
|
Cannot #EXEC file due to lack of EXECUTE permission |