Ох, уж эта «Женитьба»! Сколько хлопот она доставила постановщикам, что польстились на ее откровенную комедийность. Но Гоголь не был бы Гоголем, если бы не заставил последующие поколения разгадывать эту невероятную историю, что произошла с господином Подколесиным, его приятелем Кочкаревым и барышней по имени Агафья Тихоновна. Казалось бы, чего проще: хочешь – женись, не хочешь – не женись! Ан нет, оказывается, дело вовсе не в желании, а в чем-то неведомом, таинственном, необъяснимом, что гнездится в самом человеке, и мешает, мешает ему принять решение. А если решение все-таки принято, то, оказывается, вовсе не то, о котором мечталось.
…Темное пространство сцены медленно наполняется светом и словно бы оживает. Льется красивая печальная песня о неразделенной любви. Подколесин же (Александр Смирнов) занят своим туалетом, то ли утренним, то ли вечерним. Но внутренняя жизнь его напряжена: мечты и сновидения терзают воображение нашего героя, рисуя ему картины тихого семейного счастья. Да и как Подколесину быть равнодушным, когда, с одной стороны, сваха Фекла Ивановна (Татьяна Швыдкова) обволакивает его своими зазывными речами. А с другой, – резвый Кочкарев (Валерий Ненашев) развернул бурную деятельность, и не отстанет до тех пор, пока Иван Кузьмич не отправится к девице на выданье, да не к какой-нибудь уродине, а к прелестной Агафье Тихоновне (Наталья Гребенкина). Ну, а дальше – все по тексту Николая Васильевича Гоголя…
В «Женитьбе», поставленной С. Арцибашевым в 1996 году, блистали Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Инна Ульянова, Рамзес Джабраилов. Сегодня обновленная «Женитьба» на Покровке ничуть не потеряла своей привлекательности. Спектакль по-прежнему полон песен, плясок, хороводов, романсов. И по-прежнему лиричен, пронзителен и тонок, рассказывая историю о несбывшихся надеждах, о несостоявшейся любви, о потерянном счастье, которое было так близко, но растаяло, словно утреннее сновидение…
Режиссер С. Арцибашев.
Художник О. Шейнцис.
Жанна Филатова